Как изменить Стратегию развития Арктики, рассказал Павел Сухов на научно-практической конференции в Президентской академии
Поделитесь с друзьями
Доклад о необходимой корректировке стратегических документов развития Арктической зоны РФ сделал на международной научно-практической конференции «Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие» Павел Сухов, к.филол.н. заведующий кафедрой теории и практики медиакоммуникаций Института общественных наук Президентской академии, заместитель генерального директора по информационной политике Проектного офиса развития Арктики. Мероприятие состоялось в РАНХиГС 14 марта 2025 года – оно предваряет Международный арктический форум в Мурманске, запланированный на конец марта 2025 года.
Доклад раскрывает работу независимой экспертной организации, Проектного офиса развития Арктики, которая осуществляется в связи с идущей на федеральном уровне активностью по доработке Стратегии развития АЗРФ до 2035 года. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин дал поручения от 15.10.2024 № MM-1147–38578, согласно которым к 20 мая 2025 года в правительство должны быть внесены предложения по актуализации стратегии.
Работа Экспертного центра ПОРА по этому направлению связана с несколькими основными блоками задач. Во-первых, изучается развитие экономической ситуации в регионах АЗРФ. Свежие исследования ПОРА показали сохранение дисбалансов в развитии макрорегиона на протяжении многих лет и даже десятилетий. Так, было выявлено неравенство арктических территорий по валовому региональному продукту; бюджетное неравенство регионов АЗРФ при общем низком уровне бюджетной самостоятельности субъектов; неэффективность перераспределительной функции налогового администрирования, не решающей проблему финансового и экономического разрыва между субъектами АЗРФ.
Сухов рассказал о проведённом аудите почти 346 документов для оценки первого этапа реализации Стратегии развития Арктики (с 2020 по 2024 годы). Выяснилось, что 32% задач, обозначенных в Основах госполитики в Арктике, не обеспечены полностью инструментами реализации, причём ни один из документов стратпланирования АЗРФ верхнего уровня не привязан финансированием напрямую к конкретным механизмам реализации. Более того, лишь 40% мер и мероприятий стратегических документов в принципе обеспечены финансированием, а Госпрограмма по развитию Арктики покрывает менее 5% задач госполитики. Являясь бюджетным донором, АЗРФ из всех приоритетных территорий имеет наименьшее федеральное финансирование.
Проведённое ПОРА осенью 2024 года исследование социальных запросов жителей АЗРФ (соцопрос с участием более 10 тысяч респондентов) показало важнейшие факторы, влияющие на качество жизни в Арктике: это здравоохранение (72% респондентов назвали его приоритетным), образование (57%), условия труда (51%), ЖКХ (47%), соцзащита (45%). Была выявлена также низкая информированность населения о мерах господдержки – более 70% жителей не знают о ключевых мерах поддержки в Арктике.
По словам Сухова, в начале марта 2025 года в московском офисе ПОРА прошла Стратегическая сессия по корректировке Стратегии развития Арктической зоны с участием представителей вузов, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, крупного бизнеса, консалтинговых организаций. Целью было сформировать предложения экспертов по приоритетам развития АЗРФ с учетом новых вызовов.
Что ещё обсуждали на конференции
Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, д.б.н., действительный член Академии наук РС (Я), рассказал об актуальной научно-технологической повестке работы СВФУ.
Руслан Корчагин, директор Института государственной службы и управления РАНХиГС, к.т.н., в приветственном слове обозначил важность подготовки кадров для работы в Арктике и в других регионах над проблемами, актуальными для Арктической зоны России.
Татьяна Панова, к.э.н., декан факультета Международного регионоведения и регионального управления ИГСУ РАНХиГС, сообщила об уникальной российской разработке – приборном комплексе, позволяющем выявить нарушения в здоровье человека на этапе, когда они ещё не имеют ярко выраженной клинической картины. По словам докладчика, его внедрение позволяет существенно – на десятки процентов – сократить раннюю смертность от причин, связанных с сердечно-сосудистыми, лёгочными и другими серьёзными заболеваниями.