Говорят выпускники: сегодня студент ИОН — завтра сотрудник ИОН

  • 20.07.2022
Поделитесь с друзьями

Институт общественных наук даёт не только образование студентам, но и обеспечивает рабочими проектами ещё до выпуска из бакалавриата. Мы поговорили с выпускницей 2022 года Валерией Крючковой и попросили её рассказать о своём пути от студентки программы «Психология: теория и практика» до сотрудника Факультета психологии ИОН РАНХиГС


На какую программу ИОН РАНХиГС ты поступала и почему?

Я поступала на программу «Психология: современная теория и практика» Широкого бакалавриата. Про программу ничего не знала, на Дни открытых дверей не ходила (не надо так). Подала документы, потому что хотела попробовать себя в  научной психологии, и мне сказали, что на факультете есть крутая Когнитивная лаборатория.

Участвовала ли ты в каких-нибудь исследованиях Когнитивной лаборатории?

На первом же курсе я стала стажёром нашей лаборатории. Я пришла на кафедру к Ячменевой Надежде Павловне, которая тогда была куратором моего направления, и рассказала, что смотрю в сторону науки. Она сразу позвала из соседнего кабинета декана Владимира Феликсовича Спиридонова (тогда для меня это был человек с очень серьёзным статусом, поэтому я была приятно удивлена всеми последующими уютными разговорами и дебатами за чашкой чая в стенах кафедры). Он рассказал об исследованиях наших коллег, и около года я помогала в лаборатории: подготавливала стимульные материалы, обрабатывала результаты, переводила статьи.
Поначалу это все монотонные и местами скучные задачи, но «здесь нужны не только руки, но и головы». И это правда, наши сотрудники прислушиваются к каждому мнению, студенты младших курсов наравне со всеми участвуют в когнитивных семинарах, задают вопросы, делятся своими замечаниями. Через такие семинары и дебаты я поняла, что фундаментальная наука мне не подходит. Хоть я и полюбила эти научные дискуссии, мне хочется создавать какой-то продукт и быть ближе к прикладной психологии. В научной психологии я решила остаться скорее наблюдателем, взяв с собой в практику общий подход к решению ряда задач и к использованию различных психологических инструментов.

Как ты искала стажировки и практики: с помощью преподавателей или сама?

Бывало по-разному. Первую практику я проходила от кафедры. Нам предложили несколько опций на выбор, так я попала в молодежный центр «Перекрёсток» и увидела, как игры становятся психологическим инструментом. 

Расскажи подробнее, как проходила практика в молодёжном центре «Перекрёсток»?

Сам центр работает очно два раза в неделю. В эти дни мы с волонтерами и кураторами три часа проводили с подростками, которые пришли в клуб: общались на важные для них темы, слушали музыку, играли в разные настольные игры. Так все выглядит со стороны. Но параллельно с этим каждый работник клуба анализировал действия участников, выявлял их сложности и зоны роста, чтобы обсудить это на рефлексии в конце дня и подумать, как помочь подростку развить его потенциал.

Также Мария Кац, менеджер проекта и практикующий психолог, проводила встречи с рабочей командой, где мы обсуждали опыт прошедшей недели и углублялись в принципы работы клуба и профессии психолога. Это хорошая возможность найти себе наставника и построить траектории дальнейшего профессионального развития.

Ещё одну стажировку, на этот раз по usability, я нашла при помощи преподавателей: к нам пригласили спикера из этой сферы, Вячеслава Дмитриевича Иванова, преподавателю из НИУ ВШЭ, и Михаил Дмитриевич Кондратьев, ментор Факультета психологии, подбросил идею связаться с этим спикером и обсудить сотрудничество. В итоге, мне удалось поучаствовать в проекте по разработке инструмента ранней оценки, позволяющего предсказать лояльность пользователя к продукту и вероятность того, что продукт будет актуален для целевой аудитории. В ходе этой работы я больше узнала о методах ранней оценки, попрактиковалась в разработке и проведении интервью и usability-тестирований. О другой стажировке в сфере usability я узнала от коллег и это привело к работе в компании UsabilityLab, которую я получила уже в конце третьего курса.

Чем тебя так привлекает сфера usability?

Изначально, поступая на психологию, я не хотела заниматься консультированием (по окончании университета это не изменилось), поэтому я искала другие варианты применения психологических знаний. Сфера usability — одна из них. Мне нравится такой формат работы с людьми, с сайтами и с дизайном. Ты находишься где-то между психологом, разработчиком и дизайнером, ищешь недочеты в существующей архитектуре продукта и предлагаешь способы улучшения или помогаешь с нуля разработать качественный продукт, который будет удобным для пользователя.
Кроме того, здесь как раз нужны знания именно из научной психологии (хотя коллеги-исследователи со мной, скорее всего, не согласятся), которая мне была интересна на первом курсе.

Расскажи, пожалуйста, подробнее о внеучебке на Факультете психологии.

В процессе внеучебной жизни на Факультете было много практики: я попробовала себя в роли организатора мероприятий, спикера, тренера, поучаствовала в оценке компетенций наших студентов. В основном я работала с нашими абитуриентами, рассказывая им о работе нашей психики и профессиональной сфере психолога. В ходе этой работы я была одним из организаторов Весенней психологической школы (трехдневное мероприятие, где можно узнать про работу психолога и прочувствовать атмосферу нашего факультета) и Научных каникул (цикл встреч для абитуриентов, где мы разбирали инструменты из арсенала психолога).

Также удалось организовать ряд мероприятий для студентов младших курсов, например, Адаптационный день (мероприятие, которое помогает первокурсникам более плавно войти в студенческую жизнь) и факультатив к дисциплине «Введение в профессию» (на факультативе старшекурсники дополнили основную дисциплину теми знаниями, которые они сами хотели бы получить еще на первом курсе).

Что нового ты узнала про свою специальность на практике?

Психолог может делать разное в разных местах, все зависит от области профессиональных интересов. Мы с коллегами шутим, что психолог часто изучает то, чего у него слишком мало или слишком много. Я вот несколько лет в рамках курсовых работ изучала процессы принятия решений (как в целом, так и в рамках профессии). Если говорить про сферы работы, у нас есть выпускники, которые ушли в науку и проводят исследования, в консультирование, в школы, в HR, в usability. В процессе обучения преподаватели дают достаточно навыков для старта во всех этих областях.

Где ты сейчас работаешь: какая у тебя должность и что входит в твои обязанности?

Сейчас я специалист Факультета психологии. Создаю условия для самоопределения наших абитуриентов и студентов, веду разные проекты, в которых можно примерить на себя роль психолога ещё до выпуска из университета. Я активно занималась внеучебной деятельностью, основная ее часть касалась абитуриентов. На 4 курсе поступило предложение от заместителя декана по работе с абитуриентами, Михаила Дмитриевича Кондратьева, и меня пригласили на работу. Сейчас я занимаюсь проектом Академического класса, Днями открытых дверей, Академией юного психолога. Должность довольно органично вписалась в то, чем я и так занималась на 2-3 курсе.

Как давно существует Академии юного психолога, кто её курирует и каким образом она помогает абитуриентам?

В том виде, в котором она есть сейчас, Академия юного психолога функционирует с 2019 года. В настоящий момент ее куратором являюсь я, а в следующем учебном году эстафету перехватят младшие коллеги.
Академия юного психолога — это встречи, где наши студенты и преподаватели создают условия, помогающие сделать абитуриентам осознанный выбор. Весь учебный год мы рассказываем о различных сферах психологии и даём школьникам попробовать себя в роли специалистов. Помимо интерактивных занятий в рамках Академия юного психолога мы проводили дни кино, где вместе с участниками выбирали и разбирали фильмы глазами психологов, самопрезентации, где участники пробовали представить себя в роли психолога и описывали сферы своих интересов, делали новогодний календарь с заданиями на январские праздники.

Академия юного психолога — это про самоопределение и выстраивание комьюнити еще до поступления в университет. Регистрация на 2022-2023 учебный год откроется ближе к сентябрю, всю информацию можно будет узнать в нашей группе «Факультет психологии РАНХиГС глазами Абитуриента».
====