«Эта была та самая аналитическая работа, за которой я и пришел на Зарубежное регионоведение»
Поделитесь с друзьями
Мы поговорили со студентом 4 курса направления «Зарубежное регионоведение» ИОН РАНХиГС Дмитрием Федоренко о его опыте обучения, о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, о годичной языковой программе в Пекине и практике в ГК «Росатом».
— Почему ты выбрал программу бакалавриата «Зарубежное регионоведение»?
Меня со школы интересовала история, обществознание, экономика. Примерно в конце 10 класса начал следить и интересоваться политической повесткой. Смотрел новости, понимал, что происходит, но детально и аналитически к изучению инфополя не подходил. Когда встал вопрос, куда поступать после школы, то главным критерием для меня было что-то связанное с международными отношениями, экономикой и политикой. В ИОНе я наткнулся на программу бакалавриата «Зарубежное регионоведение». Посмотрел ее, познакомился с преподавателями на Дне открытых дверей и на приемной комиссии. В целом меня все устроило, и решил в итоге выбрать это направление. Весь первый курс я старался общаться со старшекурсниками, следил за программой, смотрел, что они проходят, присутствовал в конце года на встрече, где студентам подробно рассказывали о каждом из направлений, в частности и о Зарубежном регионоведении. Все это окончательно помогло мне убедиться в том, что я не ошибся в выборе профиля.
— С какими трудностями пришлось столкнуться в период обучения?
Основные трудности — это объем работы, многогранность материала. Студент должен понимать, что, когда поступаешь на Зарубежное регионоведение, просят много делать, но не просто для галочки, а чтобы действительно, начать разбираться в этом.
— Какие самые важные моменты для себя ты бы смог выделить на программе «Зарубежное регионоведение»?
Самое главное, на мой взгляд, на программе «Зарубежное регионоведение» – это преподаватели, потому что за время обучения они становятся для тебя наставниками, друзьями, которые не только готовы помочь разобраться в изучаемой теме, но и оказывают содействие в дальнейшем становлении на жизненном пути, могут подсказать, как лучше действовать в той или иной ситуации. Каждая лекция – это своего рода семинар, после которого у тебя остается еще куча вопросов, но не из-за того, что тема была плохо раскрыта, а потому что тебе на самом деле интересно учиться и хочется узнать больше.
— Расскажи, пожалуйста, о стажировке в Гонконге. Как ты туда попал?
Это была недельная стажировка от ИОНа, в Институт Гонконга (City University of Hong Kong). Все что нужно было сделать – подать свои документы и заявку на оплачиваемую стажировку от ВУЗа. Знание китайского не требовалось, так как стажировка была не языковая. Главный критерий отбора – успеваемость. Я прошел и так попал в Гонконг.
— Как был организован учебный процесс? Чем отличался от нашего?
Насколько мне удалось понять и прочувствовать, учебный процесс не особо сильно отличается от нашего. Но я заметил довольно строгую иерархию между преподавателями и студентами. Там преподаватель более недосягаем, чувствуется дистанцированность. У тебя есть возможность подойти к нему, писать совместно с ним исследовательскую работу, но все это будет в строгих, формальных рамках. У нас, как я уже говорил, преподаватель может стать близким другом, наставником, который будет помогать не только в обучении, но и посодействует в получении работы, советы даст. И еще, студенты там больше вовлечены в жизнь института. У нас пришел на пары, отучился и можешь быть свободен, заниматься своими личными делами. Там же студенты массово во всем участвуют. Не за баллы, не за какие-то другие бенефиты, а потому что это им это правда интересно.
— Что тебя больше всего удивило в этой поездке?
Для меня открытием стала учебная атмосфера в гонконгском ВУЗе, о которой я рассказал. Еще меня очень сильно впечатлила столовая. У них это огромный фуд-корт, и ты можешь выбирать разную кухню, которую захочешь, при этом цены на еду довольно низкие.
— Какие полезные навыки ты приобрел после стажировки в Гонконге?
Я по-другому открыл для себя город. Узнал, какие процессы происходят внутри, как взаимодействуют муниципальные чиновники с более вышестоящими чинами. В результате я получил общую базу знаний в сфере, которой раньше не интересовался и не знал.
— Насколько я знаю, ты брал академический отпуск на год для того, чтобы учиться в Пекине. Расскажи, что это была за учебная программа?
Вообще, это программа никак не связана с РАНХиГС и ИОН. Это грант от правительства Китая в сотрудничестве с Министерством образования РФ. Ты выбираешь, куда хочешь поступить, можешь даже подать заявку на получение бакалавриата. Выбираешь три университета, в котором хочешь учиться, в порядке приоритетности для себя. Основным критерием для получения гранта является успеваемость (средний балл твоих оценок), потому что там прикладывается аттестат, и смотрят, насколько ты перспективен и ответственен как студент. Если бы не коронавирус, то я бы улетел в сентябре 2020 в Пекин и весь учебный год провёл там. А так я провел этот год в России. У меня был годичный курс китайского языка, то есть со мной учились люди, которые в дальнейшем пойдут на бакалавриат или магистратуру в Китае.
— Как было организовано твое обучение в Китае из России?
Я сидел дома и из-за разницы во времени подключался к парам в пять утра. В день было по три пары и к 11:30-12:00 (по МСК) заканчивал. У нас в группе были корейцы, эквадорцы, египтяне такая интернациональная группа, и мы все общались исключительно на китайском языке. За год, что так проучился, я значительно повысил свой уровень китайского, поэтому очень доволен, что мне удалось получить грант и обучаться там.
— Как тебе удалось попасть на практику в ГК «Росатом»?
Все после второго курса обязаны проходить двухнедельную производственную практику. Наша кафедра дала нам список компаний, где можно это осуществить. Единственным критерием для прохождения практики в «Росатоме» было то, что преподаватель сам выберет студентов, которые туда пойдут. Выбирали по успеваемости. В итоге отобрали меня и еще двоих человек.
— Как проходила практика? В чем заключалась работа?
Я анализировал документы, данные, статистику и на их основе составлял аналитические справки и записки для начальника отдела. Эта была та самая аналитическая работа, за которой я и пришел на Зарубежное регионоведение.
— Тебе помогли навыки/ знания, которые ты получил, обучаясь на программе «Зарубежное регионоведение»?
Конечно, помогли. Пары Сергея Владимировича Демиденко (декан Школы политических исследований ИОН РАНХиГС) — это абсолютно то, чем я занимался в «Росатоме». Каждую пару нам давали задание: мы писали текст, аналитическую записку, справку. Он учил нас особым подходам к структурированию текста, тому, как нужно разбираться в теме. Его пары были преимущественно нацелены на получение практических навыков. Всегда изучали актуальную повестку, события и на их основе писали те самые аналитические материалы.
— Какие лайфхаки ты можешь дать абитуриентам, которые выбирают Зарубежное регионоведение?
Это прозвучит банально, но самое главное не забивать, потому что если в какой-то момент пустить все на самотёк, то это течение тебя с собой заберет, утянет на дно, и ты не будешь просто все успевать, оставаться в актуальном с преподавателями, со студентами, с материалом. Нужно хорошо учиться, чтобы тебя отметили, взяли на практику, где ты сможешь себя хорошо показать. Важно нарабатывать опыт, развивать софт и хард скиллы, которые покажут тебя как специалиста и повысят шанс на получение достойной работы.