Эксперты ИОН обсудили вопросы повышения эффективности управления миграцией
Поделитесь с друзьями
XIII Субботние политологические чтения прошли в Институте общественных наук Президентской академии 22 февраля 2025 года. Мероприятие, состоявшееся в режиме онлайн, было посвящено теме «Повышение эффективности управления миграцией в современной России: суверенизация управления внешней миграцией».
Открыла заседание ведущая чтений Лидия Николаевна Тимофеева, д.полит.н., профессор, профессор кафедры политологии и политического управления, научный руководитель Факультета политических исследований ИОН, вице-президент РАПН и АПН. В своём вступительном слове эксперт обратила внимание на то, что тема миграции, приобретшей массовый характер, волнует всё человечество. В США и в Европе в среднем каждый пятый человек – мигрант, и среди них немало нелегальных. В России более 4 процентов от всего населения – мигранты, причём около 670 тысяч нелегальных мигрантов подлежат высылке.
Оксана Викторовна Гаман-Голутвина, д.полит.н., профессор, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО, член-корреспондент РАН, член Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Москвы, член Президиума АПН, президент Российской ассоциации политической науки в приветственном слове напомнила теорию этногенеза Николая Гумилева и подчеркнула экстремистский характер поведения части мигрантов в Европе, с которыми она пока не может справиться, часто выступая в их защиту.
Далее с основными докладами о проблемах миграции выступили специалисты, являющиеся признанными экспертами в этой области.
Владимир Волох: необходима разработка Стратегии государственной миграционной политики страны
Владимир Александрович Волох, д.полит.н., профессор, профессор кафедры государственного управления и политических технологий ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, член Общественного совета при МВД России представил доклад на тему: «Новые подходы к формированию государственной миграционной и управления миграционными процессами в России». Он подчеркнул: «Нет сомнения что ситуацию с миграцией нужно менять».
Волох напомнил, что в 2020 году в журнале «Власть» была опубликована статья, соавтором которой он выступил (Воронина Н.А., Суворова В.А., Волох В.А. «Миграционная политика в новой реальности: выход из пандемии»), в которой констатировалась необходимость «противодействия формированию негативного сценария развития ситуации на российском рынке труда с участием трудовых мигрантов». По мнению авторов публикации, необходимо разработать и принять дополнительные меры, которые должны исходить от государства и работодателей – как профильных, так и социально ориентированных.
Вместе с тем, нельзя допустить перерастания справедливых претензий к недостаткам миграционного процесса, конкретным нарушениям и преступлениям со стороны иностранцев в России в мигрантофобию и ксенофобию, подрывающие подлинные основы российского самосознания, отметил Волох.
С начала 2024 года в России был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование миграционной политики. Принятые нормы предусматривают введение режима высылки незаконных мигрантов и создание реестра контролируемых лиц, не имеющих права находиться в нашей стране, ограничение количества сим-карт, продаваемых в том числе мигрантам, а также ужесточение требований к заключению с иностранными гражданами договоров об оказании услуг связи, включая сбор биометрических данных, подчеркнул эксперт. Также был принят закон, направленный на противодействие заключению фиктивных браков и процессу фиктивного усыновления. По мнению докладчика, это позволило создать более эффективную систему противодействия незаконной миграции и сформировать законодательное поле для борьбы с противоправными действиями.
Действующая Концепция государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622, была реализована органами власти совместно с институтами гражданского общества, учебными и научными организациями, бизнес-сообществом и правоохранительными органами. Однако новые вызовы и угрозы требуют изменений в текущую миграционную политику, полагает Волох.
Однако новые вызовы и угрозы требуют безотлагательных и эффективных мер по внесению необходимых изменений в текущую миграционную политику. На текущем этапе развития требуется не обновление Концепции государственной миграционной политики РФ, а разработка полноценной Стратегии государственной миграционной политики страны, что предусмотрено Конституцией РФ. Это позволит обеспечить более системный и долгосрочный подход к управлению миграционными процессами, заявил докладчик.
Владимир Зорин – о роли Общественной палаты РФ в обсуждении поправкок в миграционное законодательство
Владимир Юрьевич Зорин, д.полит.н., профессор, главный научный сотрудник института этнологии и антропологии РАН, член Общественной Палаты РФ, председатель Комиссии по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям выступил с докладом на тему: «Совершенствование государственной миграционной политики Российской Федерации: задачи институтов власти и гражданского общества». Он сослался на выводы, которые сделал заместитель руководителя Администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов в своём выступлении на заседании президиума Совета по межнациональным отношениям в декабре 2024 года. Действующая модель национальной политики подтвердила свою эффективность и способность отвечать на любые риски и вызовы, привёл Зорин тезис Магомедова.
По словам докладчика, в 2024 году Общественная палата стала площадкой для широкого обсуждения таких тем, как взаимодействие государства и религиозных объединений в период СВО, роль гражданского общества в реализации государственной национальной политики, укрепление этнокультурного суверенитета многонационального народа России, роль традиционных религий России в укреплении духовно-нравственных ценностей, противодействия экстремизму и совершенствование государственной миграционной политики.
«Проблемы миграционной политики в настоящее время не в полной мере решены, несовершенна действующая система социальной и культурной адаптации иностранных граждан и их интеграции в российское общество, мы наблюдаем процесс формирования замкнутых этнических мест компактного проживания иностранцев, что, как следствие, становится одним из факторов распространения экстремистский идеологии среди мигрантов, а также отрицания светского характера правил общежития и норм российского законодательства», – заявил Зорин.
По его мнению, отдельно следует обратить внимание на такие присутствующие в медийном поле понятия, как «анклав» и «диаспора». Зачастую эти термины употребляются без должного понимания, так что важно повлиять на правильное использование терминологии, полагает Зорин.
Он сообщил, что Общественная палата неоднократно указывала на то, что неконтролируемые миграционные потоки могут стать фактором риска, способствующим возникновению экстремистских настроений и даже террористических актов. Уязвимость определённых групп мигрантов к идеологическому влиянию в сочетании с отсутствием возможностей для полноценной интеграции в принимающее общество может создавать благоприятную почву для радикализации и насилия. В то же время, ОП предостерегала от роста мигрантофобии, расчеловечивания образа мигрантов в некоторых СМИ.
Кроме того, Зорин обратил внимание участников дискуссии на то, что существенная часть поправок в миграционное законодательство, принятых Государственной Думой в конце 2024 года, была предварительно обсуждена Общественной палатой. Данную работу необходимо продолжить, сосредоточив усилия на подготовке предложений по разработке новой Стратегии государственной миграционной политики России после 2025 года, в том числе для повышения эффективности управления миграционной политикой, внедрения практик адресной, организованной, контролируемой и возвратной внешней трудовой миграции.
Михаил Бурда – о воздействии международных структур на глобальное управление миграцией
Михаил Александрович Бурда, к.полит.н., доцент кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС, руководитель направления «Миграция» Центра им. П.А. Столыпина ВШГУ РАНХиГС, член научного совета Института «Царьград», член экспертного совета отделения Всемирного русского народного собора в г. Москве, эксперт комиссии по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции Общественной Палаты РФ выступил с докладом на тему: «Изменения миграционной политики Российской Федерации в современных условиях: причины и основные направления».
Он отметил, что миграционная система Российской Федерации сегодня – не только наследие постсоветских миграционных процессов, направленных на защиту и обеспечение миграции русскоязычного населения, прежде всего этнических русских в РФ, но и результат прямого воздействия программ глобального управления миграцией со стороны международных структур.
Процессы глобализации оказывают существенное влияние на миграционную политику современных государств, уверен Бурда. «Если с общеполитической точки зрения мы можем говорить о влиянии международных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО) или Международный валютный фонд (МВФ), а также различных транснациональных корпораций, то в миграционной плоскости можно говорить о попытках усиления влияния Международной организации по миграции (МОМ) и Международной организации труда (МОТ) продвигающих свои идеи через систему различных международных документов», – подчеркнул эксперт.
Основным инструментом продвижения интересов МОМ в настоящее время является Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции от 19 декабря 2018 г. – этот документ с оговорками был поддержан Российской Федерацией, напомнил докладчик. Целями документа являются: отнесение трансграничной миграции к категории естественных прав человека, которые не должны быть ограничены рамками национального законодательства (миграционным режимом государства); упрощение доступа к каналам иммиграции в более развитые государства; приравнивание любых механизмов регулирования миграции к ограничению миграции к ограничению прав человека; участие в формировании и реализации миграционной политики суверенных государств; создание для мигрантов и их диаспор специальных условий, повышающий их уровень участия в общественной жизни.
Как заявил Бурда, вовлечение России в процессы глобальной миграции приходится на период 1992–2004 годов, в ходе которого осуществлялась разработка, подписание и ратификация двусторонних Соглашений по вопросам миграции с иностранными государствами, в том числе постсоветского пространства и международными организациями (МОМ), а также подписание и ратификация многосторонних международных документов (Конвенций) в сфере миграции.
Обеспечение суверенитета государственной миграционной политики России – одна из фундаментальных задач национальной безопасности, полагает докладчик. Принципами обеспечения безопасности и суверенитета в сфере миграции выступают: независимость от норм международного права в сфере миграции; реализация модели селективной и организованной внешней миграции; недопущение замещающей миграции; совершенствование мер иммиграционного контроля и миграционного учета; рациональный подход к реализации принципов миграционного протекционизма для отдельных категорий иностранных граждан.
Что ещё обсуждалось на политологических чтениях
После докладов началось коллективное обсуждение проблем миграции. В дискуссии выступили:
- Олег Федорович Шабров, д.полит.н., профессор, профессор кафедры государственной политики Факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Академии политической науки, член правления Российской ассоциации политической науки (доклад на тему: «Управление внешней миграцией в структуре российской политики»);
- Александр Павлович Кочетков, д.филос.н., профессор, профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, действительный член Академии политической науки» (доклад на тему: «О некоторых подходах к управлению миграцией в современной России»);
- Майя Арташесовна Аствацатурова, д.полит.н., профессор, директор Научно-образовательного центра политических и этнополитических исследований ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» (г. Пятигорск) (доклад на тему: «Некоторые акценты миграционного дискурса в современной России»);
- Олег Михайлович Михайленок, д.полит.н., профессор, главный научный сотрудник, руководитель отдела исследования социально–политических отношений Центра политологии и политической социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИС ФНИСЦ РАН) (доклад на тему: «Перспективы достижения политического согласия между представителями государства и общества в России по вопросам миграции»);
- Наталья Петровна Сащенко, к.психол.н., доцент, руководитель Центра, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (ИСПИ ФНИСЦ РАН), ученый секретарь Академии политической науки (доклад на тему: «Миграция и межкультурное взаимодействие: проблема социокультурной фрагментации российского общества»);
- Ольга Геннадьевна Щенина, к.полит.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (Институт социологии ФНИСЦ РАН) (доклад на тему: «Применение сетевого подхода к исследованию миграционной политики»).
Информационными партнерами мероприятия выступили журналы «Социально-политические науки», «Социальные и гуманитарные знания», Politbook – в этих изданиях будут опубликованы статьи по итогам обсуждения.