• Главная
  • Новости
  • «Чтобы быть успешным, нужно быть уникальным» — что стоит знать о дополнительных профилях программ Широкого бакалавриата

«Чтобы быть успешным, нужно быть уникальным» — что стоит знать о дополнительных профилях программ Широкого бакалавриата

  • 17.02.2023
Поделитесь с друзьями

Студенты программ Широкий бакалавриат ИОН РАНХиГС могут получить не только основную специализацию, но и освоить дополнительный профиль. Студенты  выбирают его в зависимости от того, в какой сфере хотят развиваться. Рассказываем о выборе дополнительной специальности, особенностях обучения и перспективах специалистов, прошедших междисциплинарную подготовку.

Дополнительный профиль — это образовательный трек, состоящий из десяти дисциплин. Начиная с третьего курса, студенты формата Широкий бакалавриат получают компетенции в сферах, не связанных с основным направлением обучения. Это позволяет индивидуализировать образовательный процесс и адаптирует его под запросы рынка труда и интересы самих студентов. Дополнительные дисциплины входят в обязательную часть программы всех направлений Широкого бакалавриата, отказаться от их изучения нельзя. 


Разнообразие траекторий: как выбрать дополнительный профиль

Студенты могут выбрать один из 25 дополнительных профилей, каждый из которых является уникальной авторской программой:

  • «Языки цивилизаций Востока»;
  • «Международная экономика, финансы и инвестиции» (русскоязычный и англоязычный треки);
  • «Политическая теория и мировая политика»;
  • «Конфликтология и медиация: взаимодействие со сложными людьми и проблемами»;
  • «Современные социологические исследования в профессиональной деятельности»;
  • «Архитектура города»;
  • «Новые исследования современной культуры»;
  • «Методы проектирования и управления проектами»;
  • «Правовое регулирование предпринимательства и корпоративного управления»;
  • «Психология бизнеса»;
  • «Цифровые гуманитарные науки. Digital Humanities»;
  • «Международное право»;
  • «Современный медиатекст»;
  • «Основы филантропии и социального предпринимательства»;
  • «История массовой культуры»;
  • «Продюсирование мультимедийных проектов»;
  • «Интегрированные маркетинговые коммуникации»;
  • «Современные религиозные процессы в России и мире»;
  • «Глобальное сотрудничество и международные проекты (Global cooperation and international project management)»;
  • «Событийное предпринимательство»;
  • «Маркетинговые коммуникации в цифровой среде»;
  • «Современные методы анализа данных»;
  • «Спорт: анализ, управление, продвижение;
  • Экологическая культура;
  • Право и искусство.
Студенты выбирают из списка любой дополнительный профиль согласно своим предпочтениям, есть лишь два исключения. Будущие социологи не могут выбрать «Современные социологические исследования в профессиональной деятельности», а будущие журналисты — «Современный медиатекст». Это связано с тем, что программы этих профилей пересекаются с программами «Технологии социологического исследования» и «Медиажурналистика» соответственно.

Многие начинают задумываться о построении образовательной траектории уже на первом курсе — для них доступна помощь профессиональных тьюторов, которые сопровождают студентов в начале обучения. На более старших курсах можно обратиться к специальному карьерному тьютору, который поможет сформулировать карьерные цели, сориентироваться в общих тенденциях на рынке труда и исходя из этого выбрать дополнительный профиль. Помимо этого можно обратиться к студентам старших курсов или посмотреть видеоролики, записанные авторами-разработчиками. Перед распределением по направлениям студенты получают всю необходимую информацию о дисциплинах и возможностях каждого направления, а также процедуре и сроках выбора дополнительного профиля. Им также даётся время, чтобы оценить свои силы и ожидания в начале учёбы и перевестись на другую программу по необходимости. 

Обучение и аттестация

Обучение на программах дополнительного профиля длится полтора года: за это время студенты осваивают необходимую базу в выбранной специализации, приобретают и оттачивают навыки под руководством специалистов. 

Программы всех дополнительных профилей разработаны с учетом периода освоения этих дисциплин и запланированными образовательными результатами. Как и в любых других образовательных программах, качественное освоение дополнительного профиля в значительной степени зависит от самого студента, от того, насколько осмысленно он выбрал этот профиль, как сумел встроить его в свои карьерные планы, как добросовестно и регулярно выполняет задания преподавателей и т.д.
Наталья Красовская, начальник Отдела индивидуализации образования ИОН РАНХиГС
Дополнительный профиль не только не мешает, но даже дополняет основную специальность: междисциплинарные навыки позволяют получать более глобальное представление о проблемах и подходах к их решению, дают широкий инструментарий для сбора и анализа данных, планирования и реализации проектов на стыке дисциплин. Например, если студент учится на основном профиле «Медиажурналистика», то, взяв дополнительный профиль «Экономика», сможет уже начиная с третьего курса строить свою будущую карьеру в аналитических медиа по экономике, а его сокурсник с дополнительным профилем «Политическая теория и мировая политика» — в политологически ориентированных медиа. Ещё из преимуществ отметим, что в расписании выделен отдельный день, посвящённый дисциплинам дополнительного профиля. Это позволяет совмещать обучение на двух направлениях и усваивать материал в полной мере.

По окончании обучения студенты выполняют итоговую работу, аналогичную ВКР на основном профиле. Этот проект суммирует и наглядно демонстрирует полученный на программе опыт. Работа над итоговым проектом начинается с самых первых недель и идет в течение всего учебного периода. Она включает в себя применение теоретических и практических знания, которые студенты получили и учились применять на протяжении всего обучения. Учащиеся, которые проявляют активность на занятиях, соблюдают дедлайны и внимательно изучают материал курса, справляются с этой аттестацией без проблем и успешно защищают свои проекты. Оценка обязательно будет зафиксирована. Согласно нормам федерального законодательства по окончании программы Широкого бакалавриата в дипломе будет указано название основного профиля, а дисциплины дополнительного профиля со всеми оценками будут перечислены в приложении к диплому как неотъемлемая и обязательная часть образовательной программы. Таким образом у каждого студента будет официальное подтверждение наличия не одной, а двух специализаций.

Новые возможности и проекты: как студенты реализуют знания на практике

Для расширения возможностей студентов, программы дополнительных специализаций предлагают работу с реальными кейсами, лекции приглашённых экспертов, походы на производство и другие интересные форматы, которые руководитель каждой программы подбирает с учётом специфики и содержания своего профиля. Студенты посещают музеи и выставки в рамках «Новых исследованиях современного искусства», делают реальные проекты с участием экспертов в «Методах проектирования и управления проектами», пишут и публикуют в известных медиа лонгриды на «Современном медиатексте», разрабатывают проекты по обустройству реальной городской среды на «Архитектуре города», проводят реальные социологические исследования на «Современных социологические исследованиях» и оцифровывают памятники архитектуры и артефакты на «Digital Humanities. 

Преимущества дополнительного профиля

В основе программ Широкого бакалавриата лежит идея о необходимости разностороннего развития и гибкости учащихся, готовности к изменениям. Переход от монопрофильных программ к более универсальным — это та тенденция в образовании, которую мы наблюдаем и к которой готовим наших студентов. Каждый из двух профилей подготовки расширяет и дополняет другой, позволяя молодому специалисту реагировать на меняющиеся запросы рынка труда. Самостоятельный выбор направления даёт возможность выстраивать именно ту образовательную траекторию, которая приведёт выпускников Широкого бакалавриата к желаемым позициям.

Осваивая программу дополнительной специализации, студенты получают не только знания в новой для себя сфере, но и компетенции: умение гибко ориентироваться в новом материале, работать над индивидуальными и командными проектами, находить решения в разных ситуациях. Каждое направление предполагает получение как мягких, так и жестких навыков, на которые сегодня обращают внимание работодатели. Всё это обеспечивает уверенный старт на любом профессиональном пути, который выбирают наши студенты.

Чтобы быть успешным, нужно быть уникальным. Дополнительный профиль как раз позволяет студенту стать специалистом с навыками из разных сфер
Дарья Меленчук, руководитель Отдела контроля качества образования ИОН РАНХиГС

====