• Главная
  • Новости
  • Блокчейн, шпионы и (медиа)коммуникации: занятие студентов ИОН в Музее криптографии

Блокчейн, шпионы и (медиа)коммуникации: занятие студентов ИОН в Музее криптографии

  • 04.04.2023
Поделитесь с друзьями

Студенты магистерской программы «Цифровые коммуникации и новые медиа» посетили Музей криптографии. Их визит состоялся в рамках курса «Медиа-арт» Анны Титовец, которая стала для студентов проводником по «криптографическому измерению», важному для нашей жизни в частности и для исторической эволюции в целом. Основные пункты экскурсии-путешествия, интересные экспонаты и особенности таких выездных занятий — в нашем материале. 

Музей криптографии — первый в России музей, рассказывающий современным языком о технологиях коммуникации, людях и изобретениях, которые изменили ход исторического процесса. Экспозиция охватывает всю историю передачи информации, но построена необычным для музея способом: посетитель движется от настоящего к прошлому, и из цифровой эпохи мы попадаем в индустриальную, затем в домашинный период, и, наконец, в последний зал с экспонатами, повествующими об изначальных возможностях письменной коммуникации между людьми и первых способах шифрования сообщений. 

Титовец.pngВ нашем музее мы разматываем клубок эволюции в другую сторону. И я бы не стала называть это экскурсией, скорее — путешествием в мир криптографии, которое мы совершаем вместе со студентами. По названию может показаться, что это путешествие будет достаточно скучным, но нет. Как куратор и автор экспозиции, я приложила достаточно усилий, чтобы доказать обратное. Мне кажется, все получилось
Анна Титовец, преподаватель курса «Медиа-арт» ИОН РАНХиГС, куратор искусства новых медиа, медиа-видеохудожник, куратор экспозиции Музея криптографии
Почти все инсталляции Музея сделаны в подходе edutainment, а экспонаты можно и нужно трогать. Например, чтобы получить свою фотографию из автомата, нужно освоить все принципы работы блокчейна. Так, во время экскурсии студенты смогли на практике поработать с данными и со способами их передачи. Прежде всего, они были сконцентрированы на аспектах коммуникации: как передавалась информация и что способствовало или мешало этому процессу. Их визит стал настоящим путешествием по истории коммуникации через историю технологий.
1.png
Пройдя через огромную замочную скважину — один из самых важных символов криптографии — студенты попали в начало главной экспозиции и узнали почти все про безопасность обмена информацией, первое отправленное по интернету сообщение, первый мессенджер, о том, как появились вирусы и LoveLetter стал одним из самых опасных, чем отличается шифрование от кодирования, а также безопасно ли отправлять секретные сообщения по почте (спойлер: нет). Они познакомились с историей Кевина Митника через комикс и обнаружили, что хакеры бывают белыми, черными и серыми. Узнали, как происходит процесс шифрования информации и наглядно смогли увидеть это в инсталляции.

Во время изучения экспозиции, посвященной 20 веку, студенты попробовали воспользоваться московским терминалом «горячей линии Вашингтон – Москва», испытали себя в роли шпионов и разведчиков, а также убедились, насколько криптография повлияла на ход развития истории человечества. Продвигаясь в исторической перспективе, они попробовали расшифровать сообщения с помощью разных изобретений — Энигмы, цилиндра Джефферсона, диска Альберти и так далее. Кроме того, они проанализировали, как «Черные кабинеты» и их практики привели к модификации систем шифрования сообщений, как работали восковые таблички и симпатические чернила, а также попытались ответить на вопрос: как соотносятся появление письменности, ценность информации и начало развития методов ее шифрования. 

5 интересных фактов: 

  • Многие люди думают, что все вирусы созданы для того, чтобы скомпрометировать систему и украсть информацию. Инсталляция в Музее показывает, что далеко не всегда автор вируса программирует в нем вредоносные эффекты. 
  • Все пароли с помощью криптографической хэш-функции [превращать в фарш] преобразуются в бессмысленный для нас набор символов. В таком виде они и хранятся на серверах. 
  • Кодирование от шифрования главным образом отличаются удобством передачи сообщения. В первом случае существует определенный семиотический ряд, о котором все знают: одно называется другим для улучшения коммуникации. Но чтобы зашифровать фразу, необходим специальный ключ, который никто не должен взломать. В случае с компьютерами этот ключ — определенная последовательность знаков. 
  • Хакеры называются черными (плохие), белыми (пентестеры) и серыми «шляпами», так как они вдохновлялись образами героев американских вестернов: там можно было понять этическую позицию того или иного персонажа по цвету шляпы.
  • Майнеры решают сложные алгоритмические задачи на скорость: первый вычисливший число, состоящее из определенной последовательности цифр, получает биткойн. Но есть проблема. Суть майнинга — решение бессмысленных задач и невероятная растрата ресурсов, что не может не сказываться на окружающей среде и  качестве нашей жизни.
Мне хотелось показать, как технологии коммуникации между людьми развивались с течением времени. Если говорить про этот выход со студентами, мне очень важно, чтобы студенты видели различные ракурсы на теорию и историю коммуникации между людьми и через какие образы это может быть представлено. Если говорить в целом, то мне кажется, что такая встреча с реальностью очень важна, потому что рассказывать теорию и тренироваться на каких-то отдаленных материалах — это одно, а сталкиваться с тем, что уже обсуждали, и пробовать это — совсем другое. В музее, на мой взгляд, две важные для студентов этого курса темы: медиа-арт и представление того, как художники работали с медиа-коммуникациями, и медиакоммуникации сами по себе в эволюционном разрезе. На этом я и старалась сделать фокус
Анна Титовец, преподаватель курса «Медиа-арт» ИОН РАНХиГС, куратор искусства новых медиа, медиа-видеохудожник, куратор экспозиции Музея криптографии

Узнать больше про криптографическое измерение можно в самом музее или на программе нашей магистратуры 


 
 
 
 
 
 
 
====