• Главная
  • Новости
  • Попасть в IT без информатики и программирования: новая программа бакалавриата ИОН РАНХиГС поможет построить управленческую карьеру в сфере цифровых продуктов

Попасть в IT без информатики и программирования: новая программа бакалавриата ИОН РАНХиГС поможет построить управленческую карьеру в сфере цифровых продуктов

  • 09.06.2023
Поделитесь с друзьями

В ИОН РАНХиГС открывается новая программа бакалавриата — «Менеджмент в сфере цифровых продуктов». Её руководитель Алексей Вербецкий и директор департамента управления изменениями Росбанка Александра Евдокимова, объясняют: что такое цифровые продукты, как происходит их создание и какие специальные компетенции нужны менеджеру для работы в цифровой сфере.

Расскажите, что такое цифровые продукты? Чем они отличаются от нецифровых?

Алексей Вербецкий: Я думаю, вокруг себя вы найдёте огромное количество цифровых продуктов: например, приложения в вашем смартфоне — это цифровой продукт. Они принципиально отличаются от конвенциальных, нецифровых продуктов тем, что их можно продать бесконечное число раз, при этом продукт не утратит своего качества. Например, электронную книгу можно скачать миллиард раз, и с ней по-прежнему ничего не произойдёт, а обычную книгу миллиард раз не прочитаешь: она истреплется. Это не значит, что цифровой продукт не трансформируется, мы наблюдаем их быстрое, непрерывное обновление. Но согласитесь: неинтересно раз и навсегда создать один продукт и потом его всю жизнь продавать. Может быть, это коммерчески проще, но с точки зрения инноваций и улучшения среды, в которой мы с вами обитаем, логичнее обновлять продукты и делать что-то новое. Именно этому мы и будем учить на программе «Менеджмент в сфере цифровых продуктов».

А как цифровые продукты встраиваются в повседневность?

Александра Евдокимова: В последние несколько лет большинство индустрий подверглось массовой цифровизации. Наверное, уже никто не помнит, как лет десять назад мы все стояли на обочине и вытягивали руку, чтобы поймать такси. Сейчас такси вызывают через мобильное приложение. Аналогично магазины: раньше все ходили с корзинками и тележками — сейчас каждая вторая покупка в сфере ритейл делается онлайн. Поэтому владельцы продуктов принимают решение о переходе продукта на «рельсы цифровизации», разрабатывают стратегию по развитию цифровых продуктов и реализуют их. Всё это становится невозможным без поддержки современных IT-технологий, но то, как должен выглядеть клиентский путь, как клиент должен получать этот цифровой сервис, на какие кнопки нажимать — всё это определяет именно владелец продукта или менеджер по цифровым продуктам. Индустрии постепенно погружаются в «цифру», поэтому нашим выпускникам предстоит развивать цифровые продукты и придумывать новые, заниматься цифровизацией бизнес-процессов, что тоже актуально. У организаций также есть запрос на автоматизацию большинства бизнес-процессов, это вторая сторона менеджмента цифровых продуктов.

Какие навыки нужно получить, чтобы работать в сфере цифровизации?

Александра Евдокимова: Управление цифровизацией на самом деле очень интересный процесс, абсолютно разные навыки нужны: где-то критическое мышление, где-то аналитические знания, знания современных технологий и систем. Вы можете не заниматься напрямую программированием, не разрабатывать дизайн кнопок, но при этом вы как управленцы цифровых продуктов должны точно понимать, как организовать людей, которые этим занимаются. Вот как это выглядит на практике: у нас в Росбанке работает более 80 команд, которые развивают цифровые продукты для клиентов всех сегментов. Соответственно, в банке работают 80 менеджеров продуктов, хотя ещё четыре года назад в банке не было ни одного человека с такой должностью. Более того: с каждым годом их количество только растёт, потому что бизнес понимает, что менеджеры продуктов генерируют прибыль банка, приносят пользу и клиентам, и акционерам банка.

Сфера цифровых продуктов многогранна. Насколько глубоко погрузятся студенты новой программы в её изучение?

Алексей Вербецкий: Мы начинаем изучение цифровых продуктов со стадии их замысла, выявления потребности потребителя. Для этого в учебном плане предусмотрены дисциплины по маркетингу, которые помогут студентам научиться выявлять существующие, будущие и даже неосознанные запросы клиентов. Далее студенты знакомятся с процессом создания этого продукта. Здесь уже к разработке подключаются программисты, разработчики. Эти люди будут в вашей команде по созданию цифрового продукта, поэтому важно понимать, как ими управлять, этому учат в рамках дисциплин, связанных с IT-разработкой. Студенты тренируются ставить задачи перед разработчиками и организовать бизнес-процесс по разработке цифрового продукта. Кроме этого, студенты научатся продвигать продукт, объяснять будущим потенциальным потребителям, в чём преимущество именно вашего цифрового продукта, как он может сочетаться с другими цифровыми продуктами, каким образом его можно использовать и так далее. И конечно же, коснёмся технологической проблемы по внедрению этого продукта, в том числе обучения пользователей. Например, года три назад никто не задумывался об использовании платформ Zoom, MS Teams, Webinar.ru и так далее, но с началом пандемии создателям пришлось в срочном порядке обучать своих потребителей.

Институт общественных наук предлагает абитуриентам пять различных форматов обучения. В каком из них будет  реализовываться ваша программа?

Алексей Вербецкий: Программа будет реализовываться в формате классического бакалавриата. Это значит, что уже с первого года студенты начнут погружаться в специальность и рассматривать карьерные навыки, которые будут оттачивать в течение трёх курсов. Также на программе предусмотрено большое количество различных мероприятий с представителями профессионального сообщества, в которое студенты вольются по окончании нашей программы. Помимо обязательных контактов с профессионалами на программе предусмотрено изучение двух иностранных языков. Английский изучается с 1 по 3 курс по шесть часов в неделю. Также с 3 курса студенты могут факультативно изучать китайский, немецкий, французский, итальянский или испанский язык по два часа в неделю. Такое количество языковых пар — это необходимый минимум, который нужен для того, чтобы вы были действительно высококлассным специалистом. Обучение проходит на русском языке, хотя я не исключаю, что по желанию студентов у нас какие-то дисциплины будут преподаваться на английском. И вполне возможно, что у нас будут ближе к концу обучения какие-то курсы на английском языке. Несмотря на классический формат, программа достаточно гибкая: на старших курсах предусмотрены дисциплины по выбору, т.е. вы сможете адаптировать образовательный процесс так, чтобы он отвечал именно вашим карьерным планам. А помогут в этом тьюторы — преподаватели ИОН, которые прошли специальную профессиональную подготовку. Они помогут адаптироваться к учёбе в большом университете, который предоставляет студентам огромное количество интересных возможностей не только по обучению, но и по внеучебной деятельности.

Чему научатся студенты, поступившие на программу «Менеджмент в сфере цифровых продуктов»?

Алексей Вербецкий: У нашей кафедры очень серьёзные компетенции в сфере управления проектами и в случае с новой программой мы будем делать упор на цифровизации, разработке и создании концепции продукта. Современные цифровые инструменты — естественно, мы вас им обучим, но не как IT-специалистов, а как управленцев. В современном мире менеджерам важно понимать, что можно сделать с помощью обработки больших данных, таргетированная реклама — это самый простой пример. Также мы обучаем анализу рынка. Я говорил сегодня про маркетинг, а маркетинг — это не только реклама, это также понимание рынка, поэтому начинается маркетинг с анализа рынка и выявления предпочтений клиентов. Этому мы будем учить очень много, с учётом и с уклоном как раз в цифровизацию. Основная компетенция, которой мы будем обучать — это руководство, управление, также уделим внимание работе в команде и организации набора тех людей, которые важны для развития, производства, продажи, внедрения и продвижения вашего цифрового продукта. Здесь важны навыки коммуникации, понимание различных специалистов, их интересов и особенностей. Научим разрабатывать единую концепцию развития и внедрять ключевые показатели эффективности, ставить задачи, а также контролировать их исполнение — это тоже ваша компетенция будущих управленцев. Ну и взаимодействие с различными стейкхолдерами — это про коммуникацию, про понимание интересов клиентов, партнёров и так далее.

У вас действительно очень насыщенная программа, как в ней упорядочены дисциплины?

Алексей Вербецкий: У нас есть четыре больших блока дисциплин: это процессы, проекты и продукты в цифровой среде, цифровые технологии, и управление данными, финансы, экономика и бизнес планирование и маркетинговые коммуникации и клиентоцентричность. Подробнее хотелось бы остановиться на наших ключевых дисциплинах. Одна из них, управление изменениями, имеется и на других направлениях, она достаточно классическая. Тем не менее мы с помощью кейсов по цифровизации адаптируем её под нашу программу. Ещё одна базовая дисциплина — управление проектами, её мы также изучаем на примере цифровых проектов. И ещё одна ключевая дисциплина — это «Государство и бизнес». Понимание цифровых стратегий государства, понимание того, как государство регулирует сферу цифровых продуктов важно для карьеры наших студентов, для понимания внешней среды вашей компании и вашего продукта.

Какие практики предусмотрены на программе?

Алексей Вербецкий: Практики — это неотъемлемая часть учебного процесса, это связь с реальностью, связь с теми, кто разрабатывает, продвигает эти продукты, кто занимается этим уже экспертно. Поэтому студенты проходят практику после второго, третьего и четвёртого курса, как правило, за пределами РАНХиГС. Там студенты погружаются в профессию, им рассказывают, что конкретно надо делать, как и с кем взаимодействовать, какие есть нюансы, особенности. У всех будут разные практики, поэтому их можно рассматривать как индивидуальное дополнение к набору дисциплин, про которые я говорил. У нас огромное количество различных договоров о прохождении практики практически со всеми крупными компаниями. Хотелось бы отметить, что если мы говорим, например, про Сбербанк, то имеется в виду вся экосистема Сбера. Если мы говорим про Яндекс, то это не только поисковик и не только такси — это вся экосистема Яндекса, и так далее. В общем, мы видим, что со временем всё больше и больше компаний строят собственную экосистему: это и онлайн-кинотеатры, которые есть во многих экосистемах, и мобильная связь, и банк, и какая-нибудь доставка. Поэтому студенты смогут пойти на практику именно в ту сферу, которая им наиболее интересна. 

Какие карьерные траектории смогут построить выпускники?

Алексей Вербецкий: О карьерных траекториях уже упоминала Александра, я добавлю ещё несколько ключевых типов позиций. Студенты смогут стать:

  • руководителями маркетинговых отделов;
  • SEO-специалистами;
  • digital-маркетологами;
  • сотрудниками консалтинговых компаний;
  • сотрудниками международных корпораций и предприятий малого и среднего бизнеса;
  • бизнес-аналитиками;
  • менеджерами информационных проектов и продуктов;
  • бренд-менеджерами.
Начать свою карьеру можно уже на четвёртом курсе: не обязательно ждать диплома, чтобы участвовать в разработке цифровых проектов. По опыту других моих программ могу сказать, что студенты участвуют в больших проектах уже начиная со второго курса, а на четвёртом практически все работают. Причём не обязательно устраиваться на работу в компанию — некоторые выпускники создают собственных бизнес, такие компетенции они тоже могут получить на нашей программе.

Управление и продвижение цифровых продуктов и проектов — наиболее востребованное и перспективное направление в сфере digital. Успешными в нём становятся специалисты, которые умеют выстраивать стратегические коммуникации, имеют управленческий потенциал и хорошо знают специфику различных digital-инструментов. Именно такими специалистами станут выпускники программы «Менеджмент в сфере цифровых продуктов». Поступить на эту программу могут все желающие абитуриенты, которые сдали ЕГЭ по русскому языку (минимум 50 баллов), профильной математике (минимум 40 баллов) и на выбор либо иностранный язык (минимум 50 баллов), либо обществознание (минимум 50 баллов). Суммарно необходимо набрать минимум 160 баллов по трём предметам. Стоимость программы составляет 390.000 рублей в год. Поскольку программа реализуется впервые, бюджетных мест на ней нет, однако действует гибкая система скидок от 25% до 75% по результатам ЕГЭ, а также ряд социальных скидок. Скидка предоставляется на первый год обучения и может пролонгироваться студентом по результатам года. 



====