• Главная
  • Новости
  • Вклад Северного морского пути в ВВП России оценили в 35 трлн рублей до 2035 года

Вклад Северного морского пути в ВВП России оценили в 35 трлн рублей до 2035 года

  • 16.05.2022
Поделитесь с друзьями

Вклад уже проинвестированных до 2035 года проектов развития Северного морского пути (СМП) в ВВП России оценивается в 35 трлн рублей, а доходы федерального бюджета составят 13,5 трлн рублей. Об этом в четверг сообщил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков в ходе сессии «Северный морской путь: международный транспортный коридор» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

«Принято говорить про СМП в планах по миллионам тонн грузопотока, но нужно подумать в деньгах. Мы посчитали вклад в ВВП до 2035 года уже проинвестированных проектов – это 35 трлн рублей, 13,5 трлн рублей доходов федерального бюджета. Это практически $100 млрд в год товаров, которые будут произведены уже в ближайшие несколько лет», - сказал Чекунков.

Как отметил глава Минвостокразвития, на нынешнем форуме будет много панельных дискуссий о повороте на Восток. «Но, если задуматься, этот поворот будет проходить через Север. Уже сегодня Арктика вносит огромный вклад в благосостояние всей нашей страны. Это углеводороды Ямала, удобрения Кольского полуострова, металлы Норильска, алмазы Якутии. Если посмотреть объективно на долю Арктики в формировании ВПП, она абсолютно диспропорциональна фактической территории этого сложного сурового региона», - добавил министр.

Арктика – территория сложной геополитики, отметил он. «Мы наблюдаем сейчас поведение наших партнеров по Арктическому совету, которые в одностороннем порядке нарушают диалог и пытаются расколоть Арктику надвое, хотя на российскую часть Арктики приходится половина мировой арктической зоны. Арктика – это территория ценностей. Россия – северная держава. <…> Безусловно, качество жизни людей в северных регионах – это огромный пласт работы», - сказал министр.

Как отмечает доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Александр Воротников, на сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации реализуется более 460 проектов, связанных с развитием производственной, транспортной и общественной инфраструктуры. По мнению эксперта, на реализацию инфраструктурных проектов в Арктике положительно влияет налаживание системы преференций, дифференцированной по четырем видам экономической деятельности, а также действие закона «О государственной поддержке предпринимательства в АЗРФ». Санкционное давление, которое испытывает Россия, также внесло свои коррективы: президент Путин дал поручения по разработке новых (порт Индига) и ускоренной реализации запущенных проектов (Северный широтный ход). Вероятно, может ускориться и строительство порта Лавна в Мурманске.

«Финансирование проектов в Арктике, за редким исключением, обязательно сопровождается поддержкой государства. Для их реализации используются различные модели взаимодействия государства и бизнеса: концессии (в том числе новый механизм – арктическая концессия), контракт жизненного цикла, энергосервисный контракт и другие. Кроме того, Правительство разработало ФП «Инфраструктурное меню», который дает регионам возможность использования инфраструктурных бюджетных кредитов, средств Фонда национального благосостояния и привлечения денег через инфраструктурные облигации», - добавляет эксперт.

Александр Воротников также отмечает, что к наиболее развитым отраслям Арктики относятся добыча углеродсодержащего сырья (нефти, газа и угля), а также горнодобывающая промышленность и связанная с ней переработка. Многие добываемые в Арктике полезные ископаемые являются фундаментом, который способствует развитию современной зеленой энергетики и является критичным для энергоперехода, направленного на борьбу с климатическими изменениями. Помимо этого, ускоряется развитие портовой инфраструктуры: ведется строительство четырех терминалов в акватории Северного морского пути с общим объемом инвестиций более 300 миллиардов рублей до 2030 года.

Источник: © РАНХиГС