«Учиться можно на протяжении всей жизни» – интервью с выпускником программы магистратуры «Социально-экономическая история России и мира»
Поделитесь с друзьями
Сопредседатель Московского областного регионального отделения «Деловой России» Роман Харланов – выпускник программы магистратуры «Социально-экономическая история России и мира» Института общественных наук Президентской академии. В интервью он рассказывает о своём подходе к получению новых знаний и даёт советы молодым людям, только определяющимся с будущей профессией
— Роман, расскажите, пожалуйста, почему вы решили продолжить образование в России и выбрали программу ИОН Президентской академии?
— Я как сопредседатель «Деловой России» в Московской области на протяжении нескольких лет совместно с Институтом общественных наук РАНХиГС провожу региональные и федеральные этапы Олимпиады по истории российского предпринимательства. И каждый раз, приезжая в академию, удивлялся её уровню оснащения и с завистью смотрел на студентов столь современного учебного заведения. Поэтому, когда мне предложили пройти обучение в РАНХиГС, я согласился не задумываясь. Возможность окунуться в эту атмосферу, почувствовать себя причастным к ней – пожалуй, это был ключевой момент в выборе учебного заведения. Я считаю, это Президентская академия – один из лучших вузов в России. И искренне завидую тем студентам, которые продолжают здесь учиться.
— Как вы определялись со сферой научных интересов и выбирали тему магистерской диссертации?
— Образование, которое я получил в РАНХиГС, для меня не первое. Это уже пятый мой диплом. За спиной у меня Академия управления, МГУ, а также школа бизнеса и юридическое образование, включая аспирантуру по юридическому направлению. Выбирая историю, я опирался на тот факт, что именно в историческом знании мы находим ответы на вопросы о том, что происходит с нами сейчас и что будет происходить в ближайшем будущем.
Когда выбирал изначально тему курсовой, после первого курса, как раз началась СВО, и экономику необходимо было мобилизовывать. И тогда мне показался интересным опыт мобилизации, который происходил на территории разных стран перед и во время Первой мировой войны. И на эту проблему – как государства проводили мобилизацию экономики – я ориентировался в выборе темы своей магистерской диссертации. Однако столь широко сформулированная тема слишком обширна, она может являться базисом скорее для серьезной научной работы, нежели магистерской диссертации. Поэтому мы с руководителем решили ограничиться одной отраслью и даже сместили акцент на Вторую мировую.
Я долго думал, какая отрасль может быть наиболее показательной, и в итоге выбрал тракторные заводы во время Великой Отечественной войны. Как известно, предприятия, которые производили тракторы, технику для народного хозяйства, в кратчайшие сроки были переведены в режим работы на оборонную промышленность, превратились в танковые заводы. Этот опыт мне показался интересным: я думаю, что такой сценарий, который был реализован в экономике в середине прошлого века, вполне может повториться.
— Какие компетенции развивает программа «Социально-экономическая история России и мира»?
– Благодаря обучению на этой программе студенты получают уникальные знания на тему того, как экономика влияла на развитие цивилизации, какие экономические процессы сопровождались политическими катаклизмами. Существует расхожее мнение, что политика определяет экономику, но это не так. Именно экономика определяет то, как развивается государство.
На мой взгляд, знание истории помогает студентам ориентироваться в современном мире, более полно понимать те процессы, которые происходят вокруг нас. И я для себя открыл много нового, научился более глубоко работать с исходниками, с материалами. Все факты, которые нам встречаются, необходимо перепроверять. А как это делать, как раз учат на программе: как адаптировать историческое знание к современности, как изучать источники и делать из них правильные выводы. Так сказать, это вооружает нас знаниями на тему того, куда мы идем и какое место в истории занимаем.
— В чем, на ваш взгляд, ценность гуманитарного образования?
— В отличие от технического, гуманитарное образование развивает логику, даёт многие навыки, которые нам необходимы в жизни для выстраивания коммуникации с другими людьми. Знание дополнительных фактов усиливает позиции в переговорах. Умение анализировать факты и работать с источниками очень полезно, когда вы выстраиваете бизнес-процессы. И в целом гуманитарное образование способствует общему, «глобальному» развитию личности. В этом его «прелесть» по сравнению с техническим образованием. И очень важно, что получать гуманитарное образование можно в любом возрасте.
— Ваш совет молодым людям, которые еще только определяются с профессиональной траекторией. Как найти «свою программу»?
— Хотелось бы посоветовать молодым людям, которые только определяются со своей профессиональной траекторией, посмотреть, что им ближе всего, кем они хотели бы стать. Я понимаю, что в 17–18 лет еще сложно определиться с тем, кем ты хочешь стать в жизни. Но структура современного высшего образования позволяет получить образование в бакалавриате, а впоследствии в магистратуре поменять вектор и получить дополнительные знания в той отрасли, о которой вы раньше не задумывались. Делайте акцент на базовое образование, выбирайте именно то, что ближе вам в данный момент времени. Всему остальному вы сможете научиться позже: неважно, в этом вузе или в другом, но учиться можно на протяжении всей жизни, как это делаю я.