• Главная
  • Новости
  • Простая и понятная наука: как студенты ИОН РАНХиГС помогают своим коллегам знакомиться с научными работами психологов

Простая и понятная наука: как студенты ИОН РАНХиГС помогают своим коллегам знакомиться с научными работами психологов

  • 22.05.2023
Поделитесь с друзьями

Для многих формализованный язык науки непонятен и сложен, поэтому поиск источников для курсовых и дипломных работ вызывает затруднения. Студенты факультета психологии ИОН РАНХиГС решили облегчить жизнь своим коллегам и создали научный журнал «PsyОбзор», в котором публикуют ревью на научные тексты и пересказывают академические тексты простым языком. Проектный менеджер сообщества Екатерина Галкина рассказывает о работе сообщества и своих карьерных планах.

Многие начинают интересоваться наукой ещё в школе, и студентка 4 курса программы Широкого бакалавриата «Психология: современная теория и практика» Екатерина Галкина — одна из них. Уже в старших классах Екатерина стремилась работать с научными источниками, в том числе иностранными, но не знала, как их искать. В Институте общественных наук РАНХиГС ситуация изменилась: преподаватели научили студентов искать источники и отличать качественные материалы от тех, которые лучше обходить стороной.

Екатерина поддерживала увлечение наукой, во многом этому способствовало участие в «Когнитивных семинарах». Это очные мероприятия для студентов и преподавателей, на которых спикеры представляют доклады об актуальной теории или исследовании, а после доклада разворачивается научная дискуссия. Вдохновившись семинарами, Екатерина решила записаться помощником в Научно-исследовательскую лабораторию когнитивных исследований — помогала проводить исследования. Также она принимала участие в проекте «Аналитический центр», который организовал преподаватель факультета Никита Иванович Логинов. Команде студентов, в которую входила Екатерина, предлагалось написать академический текст. Для того, чтобы облегчить задачу, студенты решили писать небольшие обзоры исследований по выбранной теме. Чуть позже участникам проекта пришла опубликовать эти обзоры в группе ВКонтакте. И Екатерина решила развивать эту группу, которая получила название «PsyОбзор». Несмотря на то, что сообщество ориентировано на студентов психологического факультета, их коллеги с других программ Института общественных наук тоже могут найти в сообществе что-то интересное.

Галкина.pngИзначально, целевая группа — студенты факультета психологии, люди, занимающиеся научной психологией. Но меня очень радует, что и представителям других направлений полезна наша работа. Мы стараемся делать обзоры на исследования из разных областей, поэтому охватываем интересы многих. Один раз я даже получила комментарий от исследователя, которому помог в работе наш обзор про VR. Было очень приятно
Екатерина Галкина, проектный менеджер научного журнала «PsyОбзор»
Сейчас над проектом трудится большой коллектив, состоящий из авторов, редакторов и дизайнеров. Авторы текстов занимаются поиском и отбором исследований, на которые впоследствии пишут ревью. Статьи авторы ищут в научных журналах, либо других в источниках. Главное, чтобы журнал, откуда взята статья, был из минимум второго квартиля, а в идеале — первого (квартиль — это категория научных журналов, которую определяют библиометрические показатели, отражающие уровень цитируемости, то есть востребованность журнала научным сообществом). Авторы работают с зарубежными статьями, по логике коллектива, если исследование хорошее, его обязательно переведут на английский язык, так что это своеобразный показатель качества. Далее отобранный материал обрабатывается: в обзоре необходимо рассказать о цели, ходе и результате исследования, то есть про тему, проблему, актуальность, эксперимент и основные результаты. Тексты пишутся простым и понятным языком с сохранением научной стилистики и содержания, это достигается благодаря совместной работе автора и редактора. Редактор следит за корректностью передачи исходного материала и помогает авторам при возникновении затруднений. Важно также отметить, что «PsyОбзор» — это не только текст, но и визуал. Каждое ревью имеет свою уникальную обложку. Отдельного внимания заслуживает символ сообщества — сова.

Сова — символ мудрости, познания. Совы способны видеть всё вокруг себя, не двигаясь с места. Так и психологи, занимающиеся наукой, — смотрят на проблему исследования с разных сторон. Большой глаз, увеличенный лупой, которую держит сова, показывает, что мы следим за актуальными научными исследованиями. А еще это отсылка к предыдущему оформлению паблика, раньше обложке был глаз — основной символ проекта
Екатерина Галкина, проектный менеджер научного журнала «PsyОбзор»
Занятие наукой популярно среди студентов психологического факультета ИОН. Многие из них регулярно участвуют в научных конференциях и даже организовывают свои. Так Екатерина и её коллеги провели психологическую конференцию «Академия Афины», посвящённую проблемам и задачам современной психологии. Студенты отмечают, что занятия наукой в студенчестве помогают понять, насколько вам подходит эта деятельность, а также закладывают базу практических знаний. Будущие психологи учатся проводить исследования, обрабатывать данные, а также накапливают знания о различных областях психологической науки и подходах к изучению тех или иных конструктов. В будущем это поможет тем, кто выберет путь науки, продолжить свою карьеру в научной лаборатории, заниматься исследовательской деятельности или продолжить образование в магистратуре. Сама Екатерина пока думает над своей карьерной траекторией.

Помимо науки мне интересна практика. Я планирую пройти профпереподготовку в одном из терапевтических подходов, начать консультировать. Но и наукой так же хотелось бы заниматься. Постараюсь совместить свои интересы
Екатерина Галкина, проектный менеджер научного журнала «PsyОбзор»
А пока учёба не закончилась, Екатерина продолжает развивать научный журнал «PsyОбзор»  и призывает читателей присылать в чат сообщества интересные темы или исследования, на которые хочется почитать обзор — команда проекта будет рада вашим предложениям.

====