• Главная
  • Новости
  • Подведены итоги первой ежегодной премии Института общественных наук для преподавателей «Лучший преподаватель ИОН 2020»

Подведены итоги первой ежегодной премии Института общественных наук для преподавателей «Лучший преподаватель ИОН 2020»

  • 12.12.2020
Поделитесь с друзьями

Институте общественных наук подвели итоги премии «Лучший преподаватель ИОН». По результатам анкетирования студентов была отмечена работа 91 преподавателя в 2020 году. Главной задачей премии стало не только определение самых креативных, профессиональных и неравнодушных преподавателей, но и инициирование коммуникации между самыми разными преподавателями для обмена опытом, создания междисциплинарных проектов, преемственности знаний и методик. Оценка качества образовательных программ в ИОН — одно из приоритетных направлений, в рамках которого премия «Лучший преподаватель ИОН» станет регулярной традицией поощрения лучших преподавателей. 

«Идея проведения премии «Лучший преподаватель Института общественных наук»  появилась в прошлом году. Мы постарались предусмотреть все, но пандемия внесла свои корректировки. Совсем отказаться от проведения мероприятия мы с командой не смогли, максимально быстро перестроили алгоритм и провели конкурс в упрощенном порядке. Основная цель, естественно, приятная — наградить лучших преподавателей. Особенно с учетом всех событий 2020 года, когда наши преподаватели буквально за пару ночей смогли содержательно перестроить весь образовательный процесс. Я искренне восхищаюсь этим,» — поделилась своими впечатлениями об организации конкурса Дарья Меленчук, руководитель отдела качества Института общественных наук. Дарья также рассказала о методике определения лучших преподавателей: «В этом же году мы остановились на результатах анкетирования студентов. Именно они рассказали, кто оставил в душе самый больший отклик и стал кумиром. Минимум —  на семестр. Максимум, и я на это надеюсь — на всю жизнь».   
  

Несколько преподавателей-призеров рассказали, по каким принципам построены их учебные занятия и какие эмоции они испытали от победы в конкурсе.


3.png

Ячменёва Надежда Павловна, заместитель декана Факультета психологии ИОН РАНХиГС, преподаватель дисциплин «Общепсихологический практикум», «Технологии исследовательской работы», «Практикум по качественным и количественным методам исследования»:

«Победа в этом конкурсе для меня означает, что выходные, проведенные за написанием обратной связи студентам по работам и подготовка презентаций до 2 ночи проходят не зря! 

 Вот мои главные принципы-правила:

- позиция «на равных» со студентами — всегда обращаюсь к ним как к коллегам, стараюсь аргументировать свою позицию, даю возможность студентам выразить собственную позицию. 
- открытость — стараюсь обсуждать со студентами не только содержание дисциплины и не только на парах. Призываю их активно включаться в различные обсуждения и активности на Факультете, становиться частью профессионального сообщества. А это возможно не только и не столько на занятиях, сколько вне их.   
- четкие правила игры — на первом занятии всегда договариваюсь со студентами о правилах взаимодействия и формах оценивания. При возникновении спорных ситуаций всегда апеллирую к ним и напоминаю, что обе стороны их приняли.  
- правило «первого раза» — все знают, что первый блин комом, поэтому баллы за первые работы ниже, первый раз разрешаю дослать протоколы исследования и т.д.  
- требовательность — стараюсь быть как можно требовательнее к содержанию, которое выдают студенты. По своей природе человек — ленивое создание, поэтому старается всегда экономить усилия. Поэтому чем больше требуешь, тем больше усилий будут прилагать к освоению содержания и профессиональному развитию. В свое время именно требовательность моих преподавателей заставила меня остаться на психологическом факультете и позволила мне прокачать свое собственное содержание. 
- самоотдача — я даю большое количество разных работ за семестр (мини-контрольные, контрольная, практические задания, отчеты и т.д.), да еще и предлагаю сдавать черновики отчетов для подробной индивидуальной обратной связи. На проверку уходит безумное количество времени, не говоря уже о силах.  
- свобода выбора — студенты сами решают, ходить им на мои занятия или не ходить (я не ставлю баллы за посещение), сдавать ли работы или нет. Я всегда подчеркиваю, что это их решения, и эти решения не влияют никак на мое отношение к ним.  
- мемы — занятие без мемов или шуток невозможно! Причем важно, чтобы шутил не только преподаватель (еще хуже, когда только преподаватель думает, что он шутит), но и студенты.

Я преподаю уже более пяти лет, но все равно продолжаю готовиться, все так же волнуюсь перед первыми встречами с группами, все так же ухожу на эмоциональном подъеме и рассказываю о проведенных парах своих друзьям, все так же страдаю над проверочными работами и грущу, когда дисциплина заканчивается и не вижу больше регулярно студентов. Самое главное в профессии — любить свою деятельность и не забывать, что преподавание — двусторонний процесс».
5.png

Мореева Софья Николаевна, заведующая кафедрой правоведения и практической юриспруденции, преподаватель дисциплины «Правоведение» и правовых курсов на программах майноров: 
  
«Разумеется, всегда приятно, когда твою работу положительно оценивают. Особенно приятно, когда у учеников твой курс ассоциируется с положительными эмоциями. Лишь бы, правда, после занятий не остались сугубо эмоции, так как образование – это все-таки, в первую очередь, про знания и навыки. В то же время, как мне кажется, такое признание не должно становиться для преподавателя самоцелью: каждый из нас преподает по-своему непростые дисциплины, которые не могут нравиться абсолютно всем студентам. А ведь студенты не всегда оценивают именно преподавателя и его навыки: часто репутация преподавателя страдает из-за репутации и сложности предмета.

На своих занятиях я стараюсь максимально совмещать теорию и примеры из реальной практики, объяснять, зачем те или иные знания нужны студентам, где могут пригодится навыки. Также стараюсь быть объективной в оценивании. Но, честно скажу, вообще ненавижу процесс оценивания. Приветствую конструктивную критику и диалог по теме. Всегда готова помочь советом, если мои компетенции позволяют такой совет дать: это касается и учебного материала, и иных интересных для студентов тем. Я напоминаю себе о том, что мой предмет у студентов не единственный, что помимо учебы у них есть другая, большая жизнь».
6.png
  
Рудой Роман Олегович, MA in Urban Studies, преподаватель дисциплин «Социальная структура города», «Введение в историю знаний о городе» и «Проектная мастерская» кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева:

«Как преподаватель я совсем недолго работаю в Институте общественных наук, поэтому я не знал про такую премию, а может просто пропустил ее анонс. Тем не менее, для меня это было приятным удивлением. Особенно приятно получить такую высокую оценку в самом старте педагогической карьеры, так как это очень мотивирует. Не думаю, что в моём педагогическом подходе есть что-то особенное. Однако для меня очень важно выдерживать дискуссионный формат занятий, обсуждать со студентами тезисы по каждой изучаемой теме, слышать мнение каждого участника занятий. Т.е. «знания» являются продуктом нашей совместной со студентами работы».
4.png

Долганова Ольга Васильевна, заведующая кафедрой английского языка ИОН, преподаватель дисциплин «Academic English», «Business English», «Research Writing»:

«Я не знала, что проводился конкурс, и поэтому для меня было неожиданно получить такую награду. Конечно, я была очень рада быть в числе победителей! Получить признание студентов – это большое достижение!  У меня большой опыт преподавания различных аспектов английского языка, но при этом я всегда тщательно готовлюсь к занятиям. Работать по шаблону не получается, потому что каждая группа индивидуальна и каждый студент индивидуален. Для меня важно, чтобы на каждом занятии для каждого студента «learning» состоялся. Я в этом процессе не столько эксперт, который обладает знанием, сколько участник образовательного процесса, который вместе со студентами это знание добывает. Я координирую и направляю этот процесс, но при этом главные участники – это мои студенты. Мне всегда интересно с ними и, я надеюсь, им интересно и полезно на моих занятиях».

В 2020 году премия «Лучший преподаватель ИОН» проводилась впервые. По словам организаторов, она станет ежегодной, а в 2021 году победителей определят на основе результатов анкетирования как студентов, так и преподавателей.
====