Михаил Соркин: Надо отнестись к экзамену - как к игре!

  • 21.05.2020 19:05:00
Поделитесь с друзьями

Мы поговорили с Михаилом Соркиным, художником, графиком, иллюстратором, руководителем подготовительных курсов Школы дизайна ИОН РАНХиГС о том, как лучше всего готовиться к экзаменам, почему подготовительные курсы важны даже абитуриентам с художественным опытом и как уменьшить стресс во время вступительных испытаний. 

- Михаил Михайлович, вы - член Союза дизайнеров России, член Московского союза художников, ваши работы хранятся в частных коллекциях по всему миру, у вас были и персональные, и совместные выставки. Последняя выставка, которую провели вместе с Петром Перевезенцевым, прошла в Галерее XXI века в конце прошлого года. Она называлась "Мосты" и означала связь поколений, времени. Расскажите, почему для вас важна эта тема?

- Для меня мост - философская категория. Мосты связывают не только время, перекидывая мостик от настоящего момента к будущему, но и людей. С кем-то у нас прочные отношения, и эти "мосты" проходят через всю жизнь, с кем-то мы возводим временные, небольшие мосточки. Но без этой взаимосвязи не может быть жизни и творчества.

- В Школе дизайна ИОН РАНХиГС вы руководите подготовительными курсами. Получается, это тоже символичный мост, связь между поколениями. Что для вас важно передать будущим студентам, какую задачу вы перед собой ставите? 

- Здесь сразу несколько моментов. Прежде всего, наша цель - это наилучшим образом подготовить абитуриентов к вступительным экзаменам. Но при этом - никаких натаскиваний, формальных установок и заданных шаблонов. Сейчас вся система обучения в Школе дизайна построена на креативной, экспериментальной педагогике, и подготовительные курсы - немаловажный этап в этой системе. Мы идем намного глубже и учим детей доверять себе, учим отпускать "руку на длинный поводок" и чувствовать чистый лист - в которым как бы ничего нет, но на самом-то деле уже все есть. 

- Расскажите, какую дисциплину вы преподаете? 

- Я преподаю концептуальный рисунок. Это как раз про внутреннюю свободу, фантазию, умение передать собственные эмоции. 

- Не могли бы привести пример для наглядности? Что ни говори, дизайн - дисциплина, где лучше один раз увидеть.

- Конечно. Вам предложат сделать раскадровку к рассказу, стихотворению или сказке. Вот пример раскадровки для сказки "Щелкунчик". 

1.png


На все про все дается 2 астрономических часа. И здесь другой важный момент, которому мы уделяем много внимания на подготовительных курсах. Мы учимся сводить воедино три важные категории - задачу, время, средство. Ты понял задачу, но не рассчитал время? Провал. Ты понял задачу, рассчитал время, но выбрал не то средство для реализации - тоже фиаско. Выбрал верное средство, но не услышал задачу? Успеха не жди. Владение этими категориями поможет и в последующей профессиональной жизни, но, конечно, в первую очередь даст свой результат на экзамене. 

- Какие еще дисциплины есть на подготовительных курсах? 

- Проектная композиция, которую преподает Елизавета Самко, и введение в специальность, где преподавателем является Наталья Будаева. Елизавета дает основы, законы композиции, знание которых - как ни парадоксально это звучит - и дает возможность выходить за рамки этих законов. 
На вступительных экзаменах в этом году абитуриенты должны будут выполнить только задание на визуализацию контрастных понятий. 

Например, вот как на этом рисунке: 
2.png


Что касается "Введения в специальность", то это лекционная часть, помогает разобраться в широком пространстве дизайна, и, конечно, готовит к написанию эссе. 

- Насколько мне известно, и Елизавета, и Наталья, были вашими студентками? 

- Совершенно верно. Когда я выстраивал программу подготовительных курсов, я сознательно выбирал преподавателей, с которыми мы говорим на едином художественном языке. Это дает бесценный результат - целостный подход к обучению. Нет такого, как это нередко бывает в школе, где в кабинете истории забываешь о том, что происходит в кабинете географии. Мы с каждым учеником говорим на равных, как художник с художником, стараемся найти и выстроить тот самый мостик к каждому из них.

- Подготовительные курсы нужны только тем, у кого нет художественного опыта? 

- Вот это как раз иллюзия. Дело в том, что в большинстве художественных школ учат только приемам, навыкам, как бы готовят их к тому, что где-то в другом месте их научат быть художниками. Нам как раз не столь интересны вышколенность и правильность, напротив, в наших будущих студентах мы хотим увидеть фантазию, полет мысли. Умения идеально рисовать горшок на экзамене, увы, будет недостаточно. 

- Но если на курсы приходят слушатели с неравнозначным опытом, всем ли будет интересно? 

- Безусловно. Мы по-другому ставим задачи, и предлагаем решить их другими средствами. Конечно, те, у кого есть определенный багаж за плечами, быстрее схватывают многие вещи. Но есть и те, кто пришли с нуля, и благодаря своей работе, усилиям, идут на равных с более опытными. За годы практики могу точно сказать - темп роста в основном зависит от личных качеств, мотивации. Иногда снобизм художественного опыта (мол, я уже все знаю) мешает идти вперед, и человек закрывается для нового. Но, напомню, для нас важна не академически правильно поставленная рука, а та внутренняя свобода, которую вы можете выразить в своем рисунке. 

- С 15 июня стартует экспресс-курс на подготовительных курсов. Что вы можете о нем рассказать? Для кого он? 

- Прежде всего, не стоит думать, что за 2 недели возможно освоить весь годовой курс, даже если ты будешь заниматься круглосуточно. Невозможно сделать за одну минуту работу, на которую отводится 8 часов. Но, если есть возможность пойти на эти курсы - а сейчас в дистанционном формате это стало намного проще для всех абитуриентов - я всегда рекомендую это сделать. По той простой причине, что ты сможешь окунуться в структуру экзамена, проработать какие-то самые острые моменты, увидеть свои ошибки. Как результат - меньше стресса и волнения на экзамене. Грубо говоря, курсы дают возможность снять зажим и чувствовать на экзамене себя более свободно. Этот курс подходит только тем, кто уже имеет художественный опыт. Научить с нуля за 2 недели невозможно. 

- Какой бы напутствие вы дали всем абитуриентам? 

- Отнестись к экзамену, как к игре. Баллы? Рейтинг? Оставьте это взрослым - приходите просто рисовать, откройте свою "непохожесть", не старайтесь понравиться - будьте сами собой. Именно такие студенты нам и нужны!