• Главная
  • Новости
  • Международная конференция «Инновационные педагогические методы и образовательные стандарты в перспективе образовательной политики»

Международная конференция «Инновационные педагогические методы и образовательные стандарты в перспективе образовательной политики»

  • 26.12.2022
Поделитесь с друзьями

Frame 3.png15 декабря 2022г. Центр перспективных социальных исследований совместно с Федеральным институтом развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ провел международную конференцию «Инновационные педагогические методы и образовательные стандарты в перспективе образовательной политики» в рамках проекта «Стратегии развития образования в социокультурной перспективе, модель доказательной образовательной политики и соответствие образовательных параметров характеристикам развития Российской Федерации». 

Основной задачей мероприятия было рассмотреть проблему трансфера инноваций в условиях, когда такие инновации осуществляются в форме переноса образовательных практик или целостных систем, сложившихся в одних культурно-исторических условиях в условия стран с совершенно другой культурно-исторической основой. Значимость такой постановки проблемы для  образования РФ обусловлена тем, что межстрановый  перенос (трансфер) и адаптация педагогических   кажется универсальным   явлением, имеющим самое широкое распространение в том числе и в России.   Такой перенос и адаптация происходят   в том числе и  в тех странах, в которых   в образовательной политике  реализуется   курс на приоритет национальный ценностей и традиций, как, например, Китай.     

Эта постановка вопроса  и обусловила  основную тему обсуждения и последующей дискуссии, которая сформулирована следующим образом:  
«Межкультурный трансфер педагогических инноваций как важная составляющая развития национальных образовательных систем на примере Израиля».

Для  российского образования  опыт такой страны как Израиль интересен еще и тем, что в израильском обществе  тесно  сосуществуют  еврейская (иудейская), арабская (мусульманская) и христианская  культуры, светские и традиционные религиозные общности, который тесно взаимодействуют и активно представлены в образовательной политике.   Иными словами, возникают проблемные поля, живо волнующие и обсуждаемые в российском  обществе и российском образовании. 

Основной докладчик: Д-р Гилад Гольдшмидт –   является инициатором и вдохновителем одной из таких инноваций, реформ-педагогических школ, реализующих   вальдорфскую  педагогическую систему.   Д-р Гольдшмидт является руководителем педагогического образования для учителей вальдорфских школ в  David Yellin College of Education (Jerusalem) и   in Oranim College of Education (Haifa) в Израиле.

В.К. Загвоздкин, ведущий научный сотрудник ФИРО-РАНХиГС - модератор, переводчик. 

Приглашённые гости, принявшие участие в дискуссии:С.Г. Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского института образования ВШЭ; М.А. Пинская,доцент кафедры Образовательных систем и педагогических технологий Одинцовского филиала МГИМО МИД РФ;А.А.Кармаев, начальник Центра стратегических разработок Академии социального управления Министерства Образования  Московской Области; А.П. Витковский, шеф-редактор системы «Директория», издательской фирмы «Сентябрь», г.Москва;  С.П. Ивашкин, член Совета Ассоциации  российских вальдорфских школ;  А. В.  Колесникова, директор  негосударственной вальдорфской школы  «Путь Зерна», учителя школ.   

С приветственным словом выступил Ю.В. Картушин,заместитель директора по науке ФИРО-РАНХиГС доцент кафедры Образовательных систем и педагогических технологий Одинцовского филиала МГИМО МИД РФ.

С основным докладом «Вальдорфская педагогика в рамках государственной системы образования Израиля» выступил д-р Гилад Гольдшмидт. 

Доклад  Д-ра Гольдшмидта  являлся частью темы дискуссии о трансфере инноваций, на которую в докладе и был сделан основной акцент. В соответствии с этим доклад включал четыре основных блока, которые были согласованы в ходе предварительных консультаций  при подготовке конференции:  

  1. Краткая характеристика вальдорфской педагогической системы;
  2. Интеграция вальдорфской педагогики в школах Израиля - содержание и  адаптация.
  3. Влияние вальдорской педагогики на систему образования Израиля в целом, представленные на примерах  конкретных  школ. 
  4. Управленческие механизмы  и роль  государственных органов управления  в  интеграции инноваций в государственную школьную систему (в  интерактивном режиме). 

Подробнее


Результаты мероприятия

Все участники обсуждения   высоко оценили  представленный в докладе многоуровневую  и комплексную картину межстрановую имплементацию инноваций. В результате мероприятия   участниками были выделены общезначимые элементы  развития  педагогической системы с сильной традицией  как вальдорфская педагогика, в различных контекстах,   сложную проблему  адаптивности целостной  педагогической системы, ее преимущества и возможные недостатки  по сравнению с инновациями, имеющими более  узкий методический или  технический характер.  Были обсуждены и   определены  некоторые  общие характеристики  моделей трансфера инноваций  в ситуациях поиска  странами своей национальной идентичности,  в которых возможен новый  синтез  различных сложных и комплексных  образовательных процессов, свободных как от  узкой  национальной  «местичковости», так и безликого глобализма.  В этом смысле пример  развития инноваций в  Израиле с  ярко выраженной   идеей национальной идентичности путём межстранового диалога  является примером такого синтеза.   Условием продуктивного трансфера инноваций является  восприятие и признание дефицитов сложившейся системы и открытость на уровне общей  образовательной политики  какой-либо страны, на локальном и местном уровнях управления и на персональном уровне  взаимодействия педагогов между собой.   В качестве условия этой  разработки такой  модели   должна  быть определена степень автономии и ответственности, закреплённая в нормативно-правовых документах.   

Информация о мероприятии

Принимало участие 116 человек. Основная категория слушателей – руководители и заместители руководителей ООУ и ДОУ, а также педагоги и воспитатели.
Мероприятие проводилось при поддержке гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-326 от 25.04.2022) в рамках консорциума НЦМУ.

====