Международная конференция «Инновационные педагогические методы и образовательные стандарты в перспективе образовательной политики»
Поделитесь с друзьями

Основной задачей мероприятия было рассмотреть проблему трансфера инноваций в условиях, когда такие инновации осуществляются в форме переноса образовательных практик или целостных систем, сложившихся в одних культурно-исторических условиях в условия стран с совершенно другой культурно-исторической основой. Значимость такой постановки проблемы для образования РФ обусловлена тем, что межстрановый перенос (трансфер) и адаптация педагогических кажется универсальным явлением, имеющим самое широкое распространение в том числе и в России. Такой перенос и адаптация происходят в том числе и в тех странах, в которых в образовательной политике реализуется курс на приоритет национальный ценностей и традиций, как, например, Китай.
Эта постановка вопроса и обусловила основную тему обсуждения и последующей дискуссии, которая сформулирована следующим образом:
«Межкультурный трансфер педагогических инноваций как важная составляющая развития национальных образовательных систем на примере Израиля».
Для российского образования опыт такой страны как Израиль интересен еще и тем, что в израильском обществе тесно сосуществуют еврейская (иудейская), арабская (мусульманская) и христианская культуры, светские и традиционные религиозные общности, который тесно взаимодействуют и активно представлены в образовательной политике. Иными словами, возникают проблемные поля, живо волнующие и обсуждаемые в российском обществе и российском образовании.
Основной докладчик: Д-р Гилад Гольдшмидт – является инициатором и вдохновителем одной из таких инноваций, реформ-педагогических школ, реализующих вальдорфскую педагогическую систему. Д-р Гольдшмидт является руководителем педагогического образования для учителей вальдорфских школ в David Yellin College of Education (Jerusalem) и in Oranim College of Education (Haifa) в Израиле.
В.К. Загвоздкин, ведущий научный сотрудник ФИРО-РАНХиГС - модератор, переводчик.
Приглашённые гости, принявшие участие в дискуссии:С.Г. Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского института образования ВШЭ; М.А. Пинская,доцент кафедры Образовательных систем и педагогических технологий Одинцовского филиала МГИМО МИД РФ;А.А.Кармаев, начальник Центра стратегических разработок Академии социального управления Министерства Образования Московской Области; А.П. Витковский, шеф-редактор системы «Директория», издательской фирмы «Сентябрь», г.Москва; С.П. Ивашкин, член Совета Ассоциации российских вальдорфских школ; А. В. Колесникова, директор негосударственной вальдорфской школы «Путь Зерна», учителя школ.
С приветственным словом выступил Ю.В. Картушин,заместитель директора по науке ФИРО-РАНХиГС доцент кафедры Образовательных систем и педагогических технологий Одинцовского филиала МГИМО МИД РФ.
С основным докладом «Вальдорфская педагогика в рамках государственной системы образования Израиля» выступил д-р Гилад Гольдшмидт.
Доклад Д-ра Гольдшмидта являлся частью темы дискуссии о трансфере инноваций, на которую в докладе и был сделан основной акцент. В соответствии с этим доклад включал четыре основных блока, которые были согласованы в ходе предварительных консультаций при подготовке конференции:
- Краткая характеристика вальдорфской педагогической системы;
- Интеграция вальдорфской педагогики в школах Израиля - содержание и адаптация.
- Влияние вальдорской педагогики на систему образования Израиля в целом, представленные на примерах конкретных школ.
- Управленческие механизмы и роль государственных органов управления в интеграции инноваций в государственную школьную систему (в интерактивном режиме).
Результаты мероприятия
Все участники обсуждения высоко оценили представленный в докладе многоуровневую и комплексную картину межстрановую имплементацию инноваций. В результате мероприятия участниками были выделены общезначимые элементы развития педагогической системы с сильной традицией как вальдорфская педагогика, в различных контекстах, сложную проблему адаптивности целостной педагогической системы, ее преимущества и возможные недостатки по сравнению с инновациями, имеющими более узкий методический или технический характер. Были обсуждены и определены некоторые общие характеристики моделей трансфера инноваций в ситуациях поиска странами своей национальной идентичности, в которых возможен новый синтез различных сложных и комплексных образовательных процессов, свободных как от узкой национальной «местичковости», так и безликого глобализма. В этом смысле пример развития инноваций в Израиле с ярко выраженной идеей национальной идентичности путём межстранового диалога является примером такого синтеза. Условием продуктивного трансфера инноваций является восприятие и признание дефицитов сложившейся системы и открытость на уровне общей образовательной политики какой-либо страны, на локальном и местном уровнях управления и на персональном уровне взаимодействия педагогов между собой. В качестве условия этой разработки такой модели должна быть определена степень автономии и ответственности, закреплённая в нормативно-правовых документах.
Информация о мероприятии
Принимало участие 116 человек. Основная категория слушателей – руководители и заместители руководителей ООУ и ДОУ, а также педагоги и воспитатели.
Мероприятие проводилось при поддержке гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-326 от 25.04.2022) в рамках консорциума НЦМУ.