• Главная
  • Новости
  • Маркетплейсы создали единую информационную систему по борьбе с контрафактом

Маркетплейсы создали единую информационную систему по борьбе с контрафактом

  • 09.07.2022
Поделитесь с друзьями

Российские онлайн-площадки Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» договорились о совместном ведении единой цифровой информационной системы для борьбы с контрафактной продукцией, говорится в сообщении Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), куда входят компании.

В систему будут вноситься данные о случаях размещения контрафакта, информация о продавцах таких товаров, а также сведения из документов, подтверждающих нарушение.

Маркетплейс, который выявляет контрафакт, – самостоятельно, после обращения правообладателя, потребителя или госорганов – блокирует такие предложения на своем ресурсе. Информация об этом выгружается в информационную систему для проверки наличия таких предложений и таких продавцов на остальных площадках, чтобы они могли при совпадении данных запросить у продавца документы, а при их отсутствии или недостоверности - заблокировать предложение.

Это решение Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» реализовали на площадке АКИТ в рамках саморегулирования отрасли. Компании впервые начали обмениваться информацией о продавцах контрафактной продукции, отмечает АКИТ. Это позволит предотвратить возможные случаи продаж нелегальных товаров и сократит их распространение в российском интернет-сегменте, считает ассоциация.

Компании совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) также планируют разработать механизм приостановки деятельности поставщиков, замеченных в размещении предложений о продаже контрафакта, и порядок возобновления их работы. Предполагается, что, если наличие подделок подтвердится, деятельность продавца на площадке будет приостановлена на три месяца, при повторном нарушении этому поставщику может быть отказано в размещении товаров на всех площадках страны, подключенных к новой информационной системе.

Подключиться к работе системы смогут все желающие интернет-ритейлеры.

Полный доступ к системе будет предоставлен по запросу государственным органам для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

По словам президента АКИТ Артема Соколова, которые приведены в сообщении, онлайн-площадки ведут «беспрецедентную работу» по модерации своего ассортимента, благодаря чему контрафакт составляет 0,1% от общего количества товаров. «Однако он есть, и это наносит удар по репутации интернет-торговли. На мой взгляд, налаживание механизмов параллельного импорта, то есть ввоза оригинальных товаров законным способом вместе с ИС станут надежным инструментом по борьбе с продавцами, обходящих законодательство Российской Федерации, и выдавят с рынка подобную продукцию», - отметил Соколов.

Инициатива позволит бороться с недобросовестными поставщиками, что особенно актуально в связи с легализацией в России параллельного импорта. Старший научный сотрудник Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Галина Баландина ранее подчеркивала, что разрешение параллельного импорта не должно вести к росту контрафакта. «В Российской Федерации действуют жесткие требования во всем, что касается вопросов безопасности для потребителей. Введение потребителя в заблуждение, в том числе относительно производителя товара, по-прежнему не допускается», - добавляла она.

Директор научно-образовательного центра проблем модернизации экономических и политических систем Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Вилен Вардапетян отмечал: «Важно различать параллельный импорт и контрафакт. Контрафакт – это подделка; новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. Параллельный импорт – термин, означающий ввоз в страну товаров, на которых нанесен какой-либо товарный знак, без разрешения правообладателя этого товарного знака. Россия не отменяет действия законодательства относительно защиты прав интеллектуальной собственности».

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) объединяет крупнейшие маркетплейсы, интернет- и омниканальные компании, формирующие более 70% рынка интернет-торговли в России. В АКИТ входят около 80 компаний: Ozon, Wildberries, «Ситилинк», «М.Видео», Avito, Lamoda, «Яндекс.Маркет», «Сбермаркет», «Детский мир», «Связной», DNS и другие.

Источник: © РАНХиГС

====