• Главная
  • Новости
  • Как проходит обучение студентов из Китая в Институте общественных наук?

Как проходит обучение студентов из Китая в Институте общественных наук?

  • 01.12.2021
Поделитесь с друзьями

В Институте общественных наук РАНХиГС уделяют особое внимание международной деятельности. Взаимодействие со всеми иностранными студентами выстраивает отдел Международной политики, где работают квалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками и готовые помочь при решении адаптационных, бытовых и миграционных вопросов. 

Ежегодно на программы Liberal Arts ИОН РАНХиГС поступают большое количество студентов из Китая, для которых адаптация к российской культуре и языку может протекать гораздо труднее, чем для студентов из других стран. Знакомство с особенностями новой для них страны должно происходить постепенно и для этого нужны специалисты, которые помогут организовать весь процесс максимально комфортно. Подробнее о работе с иностранными студентами и о том, как устроена коммуникация с ними

Штецберг Алена Михайловна, руководитель проекта «Адаптационный класс», ведущий специалист отдела международной политики ИОН РАНХиГС
 

— Как организована работа со студентами из Китая, чтобы обеспечить им комфортные условия для обучения? 

В случае со студентами из Китая, у ребят есть опытный куратор, владеющий китайским языком. Он ведет с ними отдельные групповые чаты в китайском приложении WeChat, где студенты могут задавать все интересующие их вопросы на родном языке. Это особенно актуально для подготовительных программ, где уровень языка – начальный. Более того, у отдела Международной политики достаточно много совместных проектов со студенческим советом ИОН и центром «Студенческая среда» ИОН, где российские студенты очень активно хотят помогать своим иностранным коллегам. Например, сейчас в период возвращения студентов из Китая, идет активный набор волонтеров для участия в buddy program, в ходе которой приезжающим первокурсникам рассказывают об Академии и проживании в Москве. В дистанционном формате работает разговорный русско-китайский клуб, где ребята знакомятся, обсуждают волнующие их темы, помогают друг другу с освоением языков и просто дружат. 

— Проводится ли специальная подготовка для русскоязычных преподавателей, которые работают со студентами из Китая?

На данный момент отдел международной политики ИОН прорабатывает единую концепцию ведения студента через все образовательные уровни: от подготовительного отделения до аспирантуры. Активно привлекаются эксперты из российских и зарубежных вузов-партнеров, имеющих многолетний опыт работы с китайскими студентами, поэтому, в скором времени, все преподаватели, работающие со студентами из Китая, или желающие работать с ними, смогут поучаствовать в обучающих семинарах, конференциях и курсах повышения квалификации, чтобы обеспечить программам развитие и внедрение новейших эффективных методик преподавания. 

— Отличается ли программа обучения у российских и китайских студентов?

Отличия есть. В 2020 году отдел Международной политики совместно с факультетом Liberal Arts запустили новый проект на базе программы бакалавриата «Стратегическое управление компанией», которому было дано название - «Адаптационный класс». Его уникальность заключается в том, что китайские студенты могут поступить на программу, по контенту абсолютно аналогичную проводимой в российской группе, но на первом курсе бакалавриата общеобразовательные дисциплины ведут педагоги, имеющие дополнительную квалификацию преподавателя русского языка как иностранного. Они адаптируют методы подачи материала, внедряя равномерно новую и более профессиональную терминологию по мере развития каждого студента, таким образом, смягчая процесс «вливания» китайского студента в процесс российского образования. Кроме того, место первого иностранного языка в такой группе отдается русскому языку, а ребят курирует специалист с китайским языком, помогая им в коммуникации с российскими преподавателями. 
Адаптационный год становится логическим продолжением подготовительной программы и его основная задача – стать залогом более качественной и глубинной подготовки иностранных студентов к успешному обучению в течение следующий 4-9 лет. 
Ни для кого не секрет, что есть довольно большой процент поступивших иностранных студентов, которые не выдерживают резкого перехода к смешанному обучению с российским студентами и поэтому повышается количество тех, кто исключается после первой или второй сессии не только из-за недостаточного уровня языковой подготовки, но и к неполной готовности обучаться наравне с русскими студентами. Адаптационный класс планируется как главный основной механизм сокращения процента отчислений на первом курсе и уже показывает себя как эффективный инструмент.

— Что думают сами студенты об обучении в ИОН РАНХиГС? 

Ли Хунсин, обучается на 2 курсе программы «Стратегическое управление компанией LA»

Меня привлекает российская модель образования, которая отличается от китайской. Например, в российском высшем образовании преподаватели смотрят на то, насколько студенты активны на занятиях, поскольку каждый урок оценивается и засчитывается в общую оценку. Это очень повышает мотивацию к учебе. В Китайском высшем образовании преподаватели смотрят только на результаты итогового экзамена, независимо от учебного процесса. В этом вопросе российское образование превосходит китайское, поэтому я решила обучаться в России. 
Вообще, обучение в Институте общественных наук ведется весьма продуктивно и интенсивно. До поступления в ИОН я никогда не училась так усердно. На занятиях преподаватели дают нам не только знания, но и помогают определить важные жизненные ценности. Для меня такой подход очень ценен. 
После окончания бакалавриата мне бы хотелось продолжить обучение в России. Думаю, буду поступать в магистратуру ИОН, так как в дальнейшем планирую работать в двух сферах: образование и международный бизнес. 

Сунь Хаоян, обучается на 1 курсе программы «Стратегическое управление компанией LA»

Я выбрал ИОН РАНХиГС, потому что этот вуз известен как в России, так и за рубежом. Мне нравится изучать русский язык, поэтому обучение в России дает возможность не только практиковать язык, но и познакомиться с большим количеством новых культур. Конечно, по началу разговаривать было трудно, но сейчас я активно практикую и развиваю устную речь, чтобы улучшить свои коммуникационные навыки. 

Се Ланьсюань, обучается на 2 курсе программы «Стратегическое управление компанией LA»

Еще со школы мне хотелось изучать русский язык, поэтому решила получать высшее образование в России. Я выбрала ИОН РАНХиГС по нескольким причинам: во-первых, уровень и качество образования здесь очень высоки. Во-вторых, здесь есть возможность попасть на бюджет. Я год готовилась к внутренним экзаменам и старалась получать хорошие оценки на подготовительной программе, чтобы у меня была возможность обучаться на бюджете. Кроме того, в ИОН преподается дисциплина «Менеджмент», которая пригодится мне для будущей профессии. 

Ма Фэйсян, обучается на 2 курсе программы «Стратегическое управление компанией LA»

В ИОН РАНХиГС очень хороша развита и выстроена учебная среда для иностранных студентов. Здесь приятно учиться. У меня есть русские друзья, к которым всегда можно обратиться за помощью.
Мой любимый предмет – история, нравится узнавать новое о других странах и культурах. К слову, о культуре. Мне все еще трудно привыкнуть к русским блюдам. Они вкусные, но мне хочется есть китайские. В этом вопросе очень выручает наличие кухни в общежитии, где я могу приготовить себе ту еду, которую захочу.
====