История сегодня: ответ ИОН на новые запросы
Поделитесь с друзьями
Минобрнауки заявило о росте спроса на исторические специальности в вузах. Тренд особенно заметен в рамках популяризации истории и развития исторических научно-популярных инициатив. Рост интереса к историческому образованию можно отметить и на примере исторических программ Института общественных наук РАНХиГС, которые в этом году дополняются новым бакалавриатом «Прикладная отечественная история». Разбираемся, в чем особенность этих программ и действительно ли история становится популярнее среди абитуриентов.
Заявления о росте интереса к изучению истории подтверждаются статистикой на программах Института общественных наук РАНХиГС. Количество поступивших на исторические программы бакалавриата ИОН с 25 - в 2017 году, до 41 – в 2022 году. С каждым годом повышается как проходной балл, так и количество бюджетных мест: в 2017 году их было 15, а в 2022 году уже 25. Это говорит о поддержке направления со стороны государства и руководства Академии.
На примере наших программ можно заметить, что растет не только конкурс, но и проходные баллы. Мы должны понимать, что экзамен по истории является одним из самых сложных. В итоге к нам приходят более сильные и мотивированные студенты, кто действительно хочет заниматься именно историей. И мы даем им эту возможность, предлагая различные треки на программах бакалавриата и магистратуры, интересные возможности практики и стажировок, изучение иностранных языков, в том числе древних для античников — что уже делает наши программы не тривиальными
Безусловно, тенденция на популяризацию истории есть. Это связано с планомерной системной работой, которую ведет как государство, занимаясь реконструкцией памятников и музеев, так и различные НКО и частные лица, открывающие интересные арт-пространства и запускающие множество культурных междисциплинарных исторических мероприятий. Мы видим, что открыто множество научно-популярных проектов, таких, как Постнаука или Proshloe, стремительно развивается студенческая активность. Именно на эту потребность мы и реагируем — трансформируя существующие образовательные программы и открывая новые
«Современная методология — это не только вопрос цифровой истории и работы с большими данными, но и вопрос современных подходов. Мы уделяем большое внимание public history, региональной истории, истории модернизации, истории повседневности, истории травмы, политике памяти.
История представляет собой важный элемент культурного обмена – появление новой программы важный шаг в налаживании межкультурной коммуникации. Мы должны научить студентов не только, как сохранить историческую память, но и как правильно формировать репрезентацию истории страны. Мы не будем рассказывать, как надо и давать готовых решений — мы будем показывать возможности и работать совместно со студентами
Историческое образование подразумевает большую нагрузку. У нас трудно учиться, невероятно интересно, но трудно. При всей инновационности программ и фокусе на прикладное, мы не отказываемся от традиционных лекций и семинаров, которые также предполагают большое количество информации для усвоения. И это хороший тренинг soft-skills, так как история — это не про заучивание, а про умение дистанцироваться и формировать свое мнение, мыслить критически, быть гибким