• Главная
  • Новости
  • Инклюзия и перформативные искусства: состоялась конференция Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ ИОН РАНХиГС

Инклюзия и перформативные искусства: состоялась конференция Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ ИОН РАНХиГС

  • 19.10.2022
Поделитесь с друзьями

7-8 октября состоялась конференция «Инклюзивные дискурсы в перформативных искусствах: эстетика, этика, политика, экология, гендер», которая была организована Лабораторией историко-культурных исследований Школы актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС и Отделом инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж». Представитель организационного комитета и участница конференции поделились своими впечатлениями.

В Лаборатории историко-культурных исследований Школы актуальных гуманитарных исследований уже несколько лет ведутся культурологические исследования в области теории и истории искусств живого исполнения. Научно-исследовательский коллектив под руководством кандидата культурологии Юлии Лидерман исследует различные аспекты экспериментальной театральной культуры XX века. Конференция об инклюзивных дискурсах в перформативных искусствах — это третья конференция, организованная коллективом ШАГИ. Подробнее об этой конференции рассказала сама Юлия.

Как формировалась программа конференции и секции?

Программа конференции формировалась посредствам open call. Мы стараемся вступать в партнерские отношения с исследователями и исследовательскими институциями, изучающими проблемы, вынесенные в заглавие. В этом году мы создавали нашу программу совместно с инклюзивным отделом музея современного искусства Гараж. Поле обсуждения понятия, дискурса инклюзии было организовано в секциях, затрагивающих вопросы философии, искусствознания, социологии, филологии, культурологии.
 
Был ли какой-то особый отбор для участников конференции?
 
Формат «open call» предполагает отбор участников, этим занимался организационный комитет. Поскольку в анонсе конференции прописан методологический подход к проблеме, мы отбирали заявки, в которых он учитывался. Мы полагаем важным предоставлять исследователям возможность поделиться своими исследованиями вне зависимости от их возраста и статуса, поэтому в нашей конференции принимали участие бакалавры и магистры разных программ и разных вузов, а также независимые исследователи и профессора. 
 
Какие спикеры и доклады показались вам наиболее интересными?
 
Мне чрезвычайно важно было услышать доклады обоих дней конференций, подробнее надеюсь познакомиться с содержанием можно будет в рецензиях или в будущих публикациях. Скажу только, что работа шла не только в секциях и круглых столах, но и на мастер-классах (в проведении которых ведущую роль сыграл отдел инклюзивных программ музея Гараж), лаборатория тифло-комментирования позволила всем участникам познакомиться и попрактиковать комментарий и перевод перформативного искусства, а мастер-класс студии инклюзивного театра Круг — попробовать методики, позволяющие развивать способности невербальных коммуникаций.
 
Поделитесь, пожалуйста, вашими общими впечатлениями от конференции?
 
Мне хотелось бы отметить, что мы развиваем междисциплинарный подход в исследованиях, и эта конференция дала свои результаты (участники отмечали важность ее проведения и глубину диалога) поскольку понятие инклюзии изучалось среди таких понятий, как достоинство, искусство аутсайдеров, интеграция и адаптация, культурная идентичность, доверие, союзничество, “междупространство”. Эти понятия возникли в дискуссии, поскольку каждый из участников привнес в обсуждение свой социальный и дисциплинарный опыт исследования. 
 
Также мы поговорили с автором доклада «Выразительность вспомогательных технологий и практик и идея союзничества» и модератором одной из секций конференции Александрой Володиной, преподавателем курса «Теории современного искусства» ИОН РАНХиГС.
 
Расскажите, пожалуйста, о сфере вашего научного интереса и о теме, которую вы представили на конференции.
 
Моя кандидатская диссертация по философии была посвящена Жилю Делезу и его подходу к размышлениям об искусстве, и подзаголовок гласил: «Искусство как инструмент философии». Для меня как исследовательницы это очень важная линия: обращаясь в основном к современному искусству, я ищу способы не только анализировать его, но и теоретизировать вместе с ним. Вероятно, поэтому disability studies меня так увлекают: способность иначе мыслить и ощущать мир, способность к взаимопомощи и солидарности сегодня нам очень ценна — и в философии, и в жизни. Этому и было посвящено моё выступление на конференции — проблеме использования вспомогательных технологий и практик для солидарного взаимодействия.
 
Поделитесь впечатлениями от самой конференции, что запомнилось больше всего, какие доклады показались интересными?
 
К сожалению, не удалось застать всё доклады, однако мне показалась чрезвычайно важной затронутая в первый день конференции проблема автоэтнографии, сегодня в российском контексте о ней говорят довольно редко. Самым важным мне кажется возможность живого обсуждения с участниками и зрителями тех вопросов, которые всех нас волнуют, и возможность вычленить общие мотивы, объединяющие эти мотивы и создающие «мостики» между разными областями исследования: это идеи взаимопомощи, деколонизации, ценности телесного опыта и познания.
====