• Главная
  • Новости
  • Директор по коммуникациям филиала ООО «Ниссан мануфэкчуринг» провёл лекцию для студентов Института общественных наук

Директор по коммуникациям филиала ООО «Ниссан мануфэкчуринг» провёл лекцию для студентов Института общественных наук

  • 01.11.2022
Поделитесь с друзьями

26 октября Роман Скольский, директор по коммуникациям филиала ООО «Ниссан мануфэкчуринг», провёл открытый мастер-класс «Работа PR-департамента в автомобильной компании» для студентов ИОН РАНХиГС. Он рассказал о своём опыте работы в автомобильной компании и показал примеры мероприятий, которые «Ниссан мануфэкчуринг» проводит для своих сотрудников. После мастер-класса мы поговорили с Романом о том, с какими трудностями сейчас сталкивается автомобильный бизнес, и как молодым специалистам найти себе место в PR-службах автомобильных компаний.

Как родилась ваша любовь к автомобильной сфере?

Наверное, это началось в детстве: у меня отец водителем был, и с трех лет постепенно стал приводить меня к автомобильному миру. Я действительно люблю автомобили во всех их проявлениях. И когда я пошел учиться на PR, последние пару курсов института я работал в средствах массовой информации. Была возможность устроиться в Газету. Ру в автомобильную рубрику, где как раз пишут про машины, про запуски, про моторы, про гонки, и я там поработал какое-то время. После выпуска решил не менять отрасль, потому что мне интересен автомобиль и его продвижение. В автомобильной сфере продукт, в принципе, продает сам себя, для него не нужно придумывать какой-то дополнительный ореол. Как всегда говорил мой начальник, наш генеральный директор, продукт первичен. В нашем случае продукт — автомобиль, новая модель, это уже само по себе новость. Наша задача как PR-специалистов ее как-то подсветить, под правильным углом поставить и, собственно, продать нашим замечательным партнерам в виде средств массовой информации и блогеров.

Какие характеристики автомобильного рынка принципиально отличают его от любой другой отрасли?

Основной плюс автомобильной отрасли как раз в том, что ты не только можешь, ты должен показать товар лицом. И у тебя есть все инструменты для того, чтобы его показать. Вдобавок такой продукт как автомобиль, достаточно легко продвигать с точки зрения разнообразия инструментов, которые ты можешь использовать. Для сравнения: в фармакологии все достаточно регламентировано, там зачастую названия лекарств нельзя вообще в принципе произносить всуе, потому что это запрещено законом. Тот же банковский PR, товары повседневного спроса, там нет такого яркого продукта, как правило.

А если, допустим, человек любит, но не разбирается в механической составляющей, не понимает, как это работает. Он может идти в PR автомобильный?

Да, конечно, главное, чтобы был какой-то интерес, матчасть всегда можно выучить. Кстати, очень много девушек в автомобильном PR, я бы даже сказал, большинство. Далеко не все девушки разбираются в механических частях, но при этом работают над продвижением автомобилей и прекрасно себя чувствуют.

Часто ли люди из смежных сфер приходят в автомобильный PR?

Точно сказать не могу, но знаю, что люди меняли сферу деятельности уже после PR. Были девушки, которые уходили из автомобильной индустрии, переходили куда-то ещё. Одна ушла в совершенно другую сферу, в компанию по производству конфет. Вторая ушла в энергетическую отрасль и занимается работой в подразделении Росатома. С ней всё в порядке, успешно работает в на новом месте.

Сейчас довольно сложная ситуация на автомобильных заводах, повлияло ли это на работу PR-департаментов?

Я думаю, что у всех есть явление простоя, работы ощутимо поубавилось. Хотя это зависит от задач конкретной компании. Условно говоря, были департаменты, которые работали на несколько аудиторий, и там среди задач был вывод продукта на рынок: выходила новая модель, нужно было сделать запуск. Сейчас все запуски отменились, поэтому многие компании уводят людей в простой. Но опять же, зависит от компании и её текущих задач. Если компания в это сложное время решила поработать над своим имиджем или провести исследования, то ничего не мешает вывести сотрудников на работу. Но в связи с общим снижением активности на рынке сотрудники PR, в том числе в моем отделе, тоже в частичный простой уходили.

Реально ли сейчас устроиться в PR-службу в автомобильной сфере? Компании принимают к себе стажеров, выпускников вузов или просто людей, которые решили сменить профессию?

Автомобильщики стандартные и привычные сейчас точно никого не принимают. Однако от других игроков рынка предложения по работе есть. Они видны на том же HeadHunter — это вакансии китайских брендов, либо новых российских брендов, которые делают китайские машины. Если говорить конкретно — Evolute, сейчас такой бренд запускается в Липецке, они производят китайские электромобили и ищут к себе сотрудников. От традиционных и привычных компаний сложно дождаться стоящего предложения, потому что ряд компаний объявил об уходе. При этом, что кадры выходят на рынок, и эти кадры хорошие. Это люди с опытом, с бэкграундом, со знаниями, им тоже надо куда-то устраиваться. Руководители PR-служб это понимают, но к сожалению пока они весьма ограничены в своих предложениях.

Студентам, изучающим рекламу и связи с общественностью, советуют развивать свои компетенции в работе с текстами, как это сделать?

Можно попрактиковаться в средствах массовой информации. Сейчас достаточно много изданий работает, и несмотря на то, что многие из них закрылись, в общем и целом, основные издания, которые освещают происходящее на рынке, остается. Если у человека есть возможность выйти на контакт с изданиями, как было в моем случае, это хорошо, потому что с практики потом можно остаться на фриланс или устроиться на постоянную работу.

Часто возникает вопрос о том, куда именно можно пойти на практику, существует ли список изданий, которые наиболее лояльны к стажерам. Можете ли вы назвать такие издания?

Насчет стажеров мне сложно сказать. Я могу дать вам несколько изданий по автомобильной теме, которые работают. Это подразделение Газеты.Ru, Драйв.Ру, у Lenta.ru могу посоветовать их автомобильное подразделение Motor. У Auto.ru есть журнал Magauto, это тоже автомобильная рубрика. Эти издания самые основные, самые известные.

Еще вопрос: лучше идти в какое-то специализированное издание, которое пишет целенаправленно про автомобили или в крупное издание, у которого есть раздел, посвящённый автомобилям?

Я бы, честно говоря, выбрал второй вариант, потому что всегда есть вероятность, что у студента не получится в автомобильной сфере, не понравится или надоест, но зато заинтересует стиль жизни, наука, или еще что-то. И если в издании есть много направлений, всегда будет возможность ротации. Журналистский опыт приобретается в любом издании. Понятно, что от отрасли к отрасли есть различия, но по большому счету, ты все равно учишься писать, учишься работать в цейтноте, собирать информацию, структурировать, выстраивать тексты и так далее. Этот опыт тебе все равно дадут.

Подводя такой итог, какие советы вы могли бы дать будущим специалистам по рекламе и журналистам, которые хотят развиваться в автомобильной сфере?

Последнее время, наверное, тренд такой: стоит фокусироваться не только конкретно на PR или журналистике, а иметь как минимум какое-то понимание представления о смежных областях, например, это может быть маркетинг или GR. Несколько моих хороших друзей очень здорово повысили свой личный статус, расширив его дополнительными специальностями, и ушли на очень хорошие должности в другие сферы. Такие специалисты востребованы всегда. Так что углубляться можно в PR и маркетинговые коммуникации, эти сферы деятельности находятся на стыке на стыке. Но у маркетинга все таки немножко другие задачи, и если ты знаешь, какими инструментами можно пользоваться именно в маркетинговых коммуникациях и при этом владеешь инструментами PR, то ты будешь более востребован.

====