Актеры Театра ИОН провели онлайн-перформанс "Чтения о любви"

  • 25.05.2020
Поделитесь с друзьями

Актеры Театра ИОН прочитали монологи о любви разных авторов - классиков и наших современников, отечественных и зарубежных, в прозе и в стихах, от К.Гольдони и А.С.Пушкина до И.Вырыпаева и А.Соколовой. Концерт прошел в сотрудничестве с Библиотекой иностранной литературы. Мы поговорили с руководителем театра Александром Танхилевичем и актремаи о том, как появилась идея провести такой спектакль, как актеры выбирали монологи и как готовились к выступлению.

Перформанс о любви был готов еще весной, и актеры собирались показывать его на "гастролях" на филфаке МГУ, когда началась пандемия, и все мероприятия пришлось отменить - делится руководитель Театра ИОН, Аленксандр Тахилевич. Но сначала все репетиции стали проходить онлайн ПОзже стало понятно, что и запланированные спектакли и концерты могут выдержать этот формат. У театра сложились хорошие отношения с Библиотекой иностранной литературы и у прошел онлайн-спектакль по книге Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо". 

Когда мы пришли к нашим режиссёрам с заготовленными отрывками, я как будто чувствовала: что-то не так с моими текстами. И вот пока я сидела на подоконнике, ворошила в голове все свои знания о написанной любви и параллельно болтала с ребятами, эта мысль пришла мне в голову. Даже не мысль, а обрывок текста или даже впечатления от текста, который я мельком читала года три назад. Я не помнила ни названия, ни тем более автора, но каким-то чудесным образом откопала в своих старых переписках отрывок из "Кислорода" Ивана Вырыпаева.
И это было оно — точное попадание.
София Герасимова

Когда объявили о предстоящем концерте с темой "Любовь", я достаточно долго пыталась найти что-то подходящее именно мне. А потом ответ очень внезапно прилетел в мою голову: "Конечно! Ни что иное, как отрывок из "100 лет одиночества!". Наверное, из всех мной прочитанных книг, это произведение остаётся на первом месте, оно близко мне по духу, по содержанию, чувствую какую-то связь с персонажами истории. Со вторым монологом из "Невыносимая легкость бытия" совсем наоборот. Не читала его никогда, книга внезапного возникла на моем столе в один вечер, и через месяц я решилась взять ее в руки. К тому времени уже подходила дата назначенного концерта, но я все-таки решилась читать. Мне кажется, что у этих произведений ощущается что-то общее в повествовании.
Формат нашего выступления был достаточно необычным, но мне понравилось. Сначала было тяжело: то, как именно лучше читать на камеру, пришло в самые последние дни. Пост-эффект приятный, кажется, я готова пробовать ещё (хотя, честно признаюсь, живой театр мне милее).
Мирославна Фетисова

Для концерта я выбрала отрывок из рассказа Людмилы Петрушевской "Серёжа". Наткнулась на это произведение на просторах интернета. Его героиня настолько ярко мне представилась и очаровала, что я решила непременно его прочесть. До "Серёжи" я пробовала разные произведения, но пандемия внесла коррективы: от моего любимого номера, который мы читали вместе с Игорем Пономарёвым, пришлось отказаться. 
Формат онлайн-концерта перевернул многое. Например, заставил всех нас учиться работать с камерой, а не со зрителем. Это оказалось трудной, но выполнимой задачей.
В школе я несколько лет занималась в разных театральных студиях и очень полюбила театр. Поэтому, когда услышала от друзей, что будет набор в Театр ИОН, пошла на пробы. Сейчас я бесконечно рада этому полуслучайному решению идти в театр. Люди, с которыми я познакомилась и подружилась здесь, вдохновляют меня.
Анастасия Каганович

До карантина мы начали готовить концерт с оригинальным названием "О любви". Все несли совершенно разные по смыслу и форме отрывки поэзии и прозы. Потом мы поняли, всё это действительно про любовь. С таким трепетным и воодушевляющим осознанием мы работали над концертом оффлайн, а потом и онлайн.
Мы достаточно долго учились работать в zoom-формате, много экспериментировали и пробовали. В итоге у нас всё получилось! Концерт о любви был уже вторым. До этого мы показывали "У войны не женское лицо". Было не страшно, а скорее приятно-волнительно и очень любопытно. Мы перенесли в режим онлайн даже наши "ручки" на удачу.
Концерт о любви мы играли уже со знанием дела. Научились настраиваться и перевоплощаться, не выключая камеру. Ощущение, что ты постоянно находишься на сцене. Друг друга мы уже научились по-партнёрски чувствовать, но очень не хватало контакта со зрителем. Звонки, сообщения, отзывы после концерта очень вдохновляют. Ты находишься в эйфории, как после традиционного концерта, но не хватает реакции зрителя в момент выступления.
Я читала стихотворение современной поэтессы Али Кудряшевой "Мама на даче". С этим стихотворением мы "общаемся" уже очень давно. Оно попадается мне в совершенно неожиданных моментах жизни – запись в ВК, присылают друзья, рассказывают о нём. Даже когда мы играли ИОНом в "Тайного Санту", это оказалось любимым стихотворением моего Санты. Волшебство! Каждый раз это стихотворение обретает для меня всё больший смысл, всё больше и больше цепляет. Поэтому, когда нам сказали искать репертуар, я опять, совершенно случайно, на него наткнулась и поняла, что это судьба. Мы "сроднились" заочно.
В театре я уже второй год. На прослушивание я пришла без особых надежд, с кучей комплексов и находясь "под прессом ЕГЭ". Не хотелось ничего, и всё было совершенно безразлично. Когда взяли, не испытывала особой радости. Конечно, было приятно, но особого восторга я не чувствовала. Буквально за два месяца, благодаря аккуратному и профессиональному подходу Александра Танхилевича и Софьи Лёвкиной, я раскрылась: стала меньше стесняться, не боялась делать то, что хотела, не боялась показаться смешной, нелепой. Я обрела не только мудрых наставников и единомышленников, но и настоящих друзей в лице театральной студии ИОН.
Ольга Иванникова

Выступление можно посмотреть на портале culture.ru или здесь, а еще здесь.

====