Science & Technology Studies — интенсивно развивающаяся мультидисциплинарная область, объединяющая исследователей науки и техники: социологов, антропологов, историков, филосфов, активистов и даже художников. Начав с изучения лабораторий и производства научных фактов в конце 1970х годов, STS каждое десятилетие расширяла диапазон своих интересов: в разные годы в фокусе были вопросы связи техники и
политики, инфраструктур, алгоритмов и данных, перформативности научного знания, роли утопии в технологическом развитии, городских исследований, изучения активистской и публичной науки, гендерных аспектов производства знания, культур и политик в области технонауки и многого другого.
STS заимствовали и переосмысляли теоретические решения из фундаментальной социологии и социологии техники, антропологии, исследований дискурсов и публичной
политики, семиотики, сравнительного макро-анализа в духе political studies, критических исследований. В конце концов именно в «недрах» STS появилась акторно-сетевая теория
Бруно Латура.
Темы школы:
- инфраструктуры
- биомедицина
- финансы и рынки
- данные и алгоритмы
- экспертизы
- пользователи
- лаборатории и эксперименты
- технологические фреймы
- масштабы и места
- города и мобильности
- перформативность
- освоение космоса
- Мария Александровна Ерофеева — научный сотрудник Центра социологических исследований, доцент Философско-социологического факультета Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Нильс Оливер Кловайт — научный сотрудник Центра перспективных социальных исследований, старший преподаватель Философско-социологического факультета Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ
- Денис Юрьевич Сивков — доцент Философско-социологического факультета Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Алексей Сергеевич Титков — доцент Философско-социологического факультета Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Кирилл Алексеевич Петров — доцент кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины Волгоградского государственного медицинского университета
- Андрей Александрович Кожанов — директор центра академического развития, преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ, научный сотрудник отдела теории и истории социологии Института социологии РАН
- Тейлор Р. Дженовезе — преподаватель программы «Гуманитарные и социальные аспекты науки и технологий» университета Аризоны.
- Лекции — классические монологические лекции преподавателей;
- Семинары — занятия, на которых преподаватели поделятся опытом собственных эмпирических исследований и покажут, как можно работать с данными.
- Обсуждения текстов — слушатели познакомятся с различными методиками чтения ключевых тестов по STS. Ридер вы получите за три недели до школы. Вам нужно будет прочесть статьи и поработать с ними сообразно рекомендациям, изложенным в ридере.
- Meet the Prof — время для полуформального обсуждения своих исследований и просто вопросов, которые вас беспокоят, с преподавателями школы.
Вступительное задание
Вступительное задание состоит из двух частей: мотивационное письмо и описание исследования.
Мотивационное письмо. Расскажите, почему вам было бы интересно поучаствовать в работе школы, упомяните ваши исследовательские интересы и круг чтения. Было бы интересно узнать, кто ваш любимый теоретик/исследователь и почему — и кто самый нелюбимый (или раздражающий) и почему. Объём — около 300 слов.
Описание вашего исследовательского проекта, связанного с STS. Это может быть рассказ о курсовой, о дипломе или о самостоятельном исследовании. Если вы пока не провели такое исследование, но у вас есть идея — расскажите о ней. Тут стоит написать об объекте исследовательского проекта, о теоретической рамке, о методологии и о том, что вам удалось узнать (или удалось бы узнать) за время исследования. Объём — около 500 слов.
Поместите оба текста в файл с расширением .pdf, назовите файл вашей фамилией и отправьте на почту tov.dinast@gmail.com.
Для участия в работе школы необходимо знать английский язык на таком уровне, чтобы читать академические статьи (ориентировочно B1).
Организаторы школы берут на себя оплату проезда, проживания и питания участников.
исследований человеческого потенциала» при финансовой поддержке ИОН РАНХиГС за
счет средств Соглашения № 075−15−2022−326 от 25.04.2022 (НЦМУ).