Понятие in situ охватывает широкий спектр перформативных практик, разворачивающихся вне предназначенного для них сценического пространства. Это могут быть как драматические, так и танцевальные, музыкальные, визуальные или гибридные формы, c различными принципами создания и проката: репертуарные постановки, в виде исключения и иногда в сокращенном варианте показываемые в каком-либо историческом месте, на вокзалах или в парке; спектакли, созданные для музейных пространств, и уличные представления; перформансы, реализованные как интервенции в публичное пространство города, и т.д. Эти разнородные эстетические инициативы объединяет то, что они тесно связаны с экономическими, социальными и политическими параметрами конкретных территорий, на которых разворачиваются. От того, на что будет поставлен акцент – на присутствие в публичном пространстве (отсюда название первого во Франции Центра уличного искусства и искусства в публичном пространстве Lieux publics и координируемой им европейской платформы In Situ) или, например, на уникальность художественного проекта, придуманного для конкретного места, в том числе, вовсе не приспособленного для театральных показов (этот смысл подразумевает англоязычный термин «site-specific»), зависят эстетические, политические и институциональные рамки их анализа. В то же время ряд проблем – общий для всех спектаклей in situ, например:
• каково вызываемое ими изменение или нарушение механизмов внимания и сложившихся практик зрительства в задействованном пространстве?
• как работает динамика вовлечения и отстранения вне зрительного зала?
• есть ли противоречие между процессом создания спектаклей внутри уникального пространства и сложившимися – зачастую деконтекстуализирующими – способами их проката?
Мы предлагаем рассмотреть эстетические, экономические и политические принципы создания и продюсирования спектаклей in situ, в сравнительной перспективе Франции и России. Если во Франции сектор уличного и публичного искусства уже прошел институционализацию, результатом чего стали центры по созданию и прокату, информационные площадки и образовательные программы, то в России это складывающееся направление, примечательное, тем не менее, своими темпами развития. Конференция даст возможность сравнить и уточнить терминологию, сопоставить методы анализа спектаклей, эстетических и экономических особенностей их бытования, обговорить историю направления, текущее положение дел и перспективы развития.
Мы приветствуем в равной степени заявки как практиков, так и исследователей перформативных искусств и/или социологии и экономики культуры.
В рамках конференции объявляется прием заявок на следующие секции:
Места, пространства, устройство проектов in situ
Какие пространства (географические, архитектурные) привлекают художников и кураторов проектов in situ? Какие можно выявить сценографические подходы? Кто включен в процесс создания и реализации таких проектов, какова степень и формы их участия?
Драматургия и эстетика спектаклей in situ Чем текст/партитура для спектакля в публичном пространстве отличается от текста/партитуры для сцены? Какая методология анализа текста и спектакля адекватна формам in situ ? К каким ценностям, каким художественным традициям обращаются создатели и критики?
Публика и публичность вне театрального зала
Какое место отводится зрителям в проектах in situ? Кто этот зритель – житель района или специально приехавший театральный завсегдатай? Есть ли разница между игрой в центре города и игрой на окраине, в столице и в провинции, показами в контексте театрального фестиваля и вне его? Между индивидуальными прогулками в наушниках и коллективными шествиями? Что приобретает – и должна ли приобретать – случайная публика (“не-публика”) от художественного вторжения?
Политические аспекты театра и перформанса в публичном пространстве
Какие темы предлагают художники для публичного пространства? Является ли практика in situ знаком культурной демократизации и децентрализации? Какие ограничения накладывает/какие возможности открывает работа in situ в политическом плане? Как проекты in situ соотносятся с другими формами уличных манифестаций?
Культурная политика и модели финансирования проектов in situ
Какие формы поддержки проектов in situ существуют сегодня? Как выстраивается партнерство с коммерческими и некоммерческими организациями в этой области? Кто инициирует проекты in situ – творческие коллективы, театры, городские власти? Какая роль принадлежит фестивалям, театральным и общегородским?
Гастроли: культурные, территориальные и языковые вызовы
Может ли гастролировать спектакль in situ также, как спектакль, поставленный в стационарном театре? Адаптация vs гастроли? С какими особенностями менеджмента гастролей проектов in situ сталкиваются европейские и российские художники, перформеры, кураторы, менеджеры? Какие художественные и технические средства помогают осуществить перевод спектакля in situ – учитывая сложность субтитров в непредназначенном для театра пространстве?
Рабочие языки конференции: русский, французский.
Желающие принять участие в конференции должны до 10 апреля 2020 года прислать тезисы доклада (макс. 500 слов) и короткое CV на адрес performinsitu@gmail.com. Пожалуйста, указывайте в теме письма название секции, на которую подаете заявку. О решении оргкомитета кандидаты будут уведомлены до 25 апреля.
Оргкомитет конференции: Е.И. Гордиенко, В.В. Золотухин, Ю.Г. Лидерман, Е.Ю. Нагаева (ШАГИ РАНХиГС), А. Мутон-Реззук, Д. Уррутьяге (Париж III Новая Сорбонна).
Научный комитет конференции: Елена Гордиенко (ШАГИ РАНХиГС) Сандрин Дюбуй (Культура, Литература, Искусство, Представления, Эстетика (CLARE) университета Бордо III имени Мишеля де Монтеня) Валерий Золотухин (ШАГИ РАНХиГС) Сесиль Камар (Международная лаборатория искусствознания университета Париж III Новая Сорбонна) Ольга Купцова (Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ, сектор театра ГИИ) Юлия Лидерман (ШАГИ РАНХиГС) Аурелия Мутон-Реззук (Институт театральных исследований университета Париж III Новая Сорбонна) Ольга Рогинская (Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ) Варвара Склез (МВШСЭН, ИЭА РАН) Наталья Смолянская (ассоциированный исследователь университета Париж 8, куратор независимых групп Место искусства и Войти и разрешить) Даниэль Уррутьяге (Институт театральных исследований университета Париж III Новая Сорбонна)
Оргкомитет располагает ограниченным фондом средств на оплату проживания в Москве иногородних участников.