Поделитесь с друзьями
25 февраля 2020 года в 19.00 Лаборатория историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС приглашает на публичную лекцию профессора Ричарда Шолара (Даремский университет, Великобритания) 

«Ключевые слова и социокультурные исследования раннего Нового времени». 


В последние десятилетия изучение «слов в истории» стало одним из основных направлений в исследованиях европейского общества и культуры. Хотя его разработка имеет некоторое сходство с тем, что делают историки политических идей, существует важное различие между их методами и подходом к слову в социокультурных исследованиях: очевидным образом, историки культуры с большим пристрастием относятся к языку. Первая часть лекции профессора Шолара будет посвящена научному наследию британского теоретика и критика Реймонда Уильямса, и методологическим проблемам, связанным с его трудом «Ключевые слова» (1976). Во второй части лекции профессор Шолар предложит модифицировать модель Уильямса посредством сравнительного и мультилингвистического подхода, в особенности в том, что касается английской лексики. В качестве примера профессор Шолар рассмотрит два слова-«мигранта», пришедшие в английский язык из французского, naïveté (наивность) и ennui (скука). Их непереводимость позволяет выявить важнейшие культурные и социальные черты англоязычного общества, среди которых не последнюю роль играет неоднозначное отношение ко всему иностранному и, конкретно, ко всему французскому.     

Ричард Шолар – профессор, зам. директора Школы современных языков и культур Даремского университета, автор книг «Je-Ne-Sais-Quoi: столкновение с неопределенностью в Европе Раннего Нового времени» (2005) и «Монтень, искусство свободомыслия» (2010). 

Лекция пройдет в МВШСЭН (Газетный пер. 3/5) в 508 аудитории, на английском языке (с переводом), обязательная регистрация по ссылке: https://www.msses.ru/about/news/4576/


Richard Scholar (Durham University, UK)

Early Modern Keywords and the Study of Culture and Society

The study of words in history has emerged in recent decades as a focus of research into European culture and society. Research in this vein bears some resemblance to the work done by historians of political thought. Yet, as Professor Scholar will argue in this lecture, there are crucial differences between such histories of political thought and the use of words to study culture and society. Perhaps the most obvious of these differences is the greater attention paid to language itself by cultural historians of words. The continuing legacy of a landmark study in this tradition – the English literary critic Raymond Williams’s Keywords (1976) – will form a central strand in the methodological reflections of the first half of the lecture. In the second half, Professor Scholar will argue for a more comparative and multilingual approach to the study of keywords than Williams took in 1976, especially in respect of the very language that concerned Williams: English. Scholar will illustrate his argument with reference to the uses in English of two migrant French foreign words: naïveté and ennui. He will suggest that these untranslated French words reveal central features of culture and society in the English-speaking world. Not the least of these features, he will show, is the ambivalent attitude of Anglophones towards the foreign (in general) and French (in particular).

Photo by Anna Dziubinska on Unsplash