«Проводник» по Факультету психологии ИОН: онбординг для студентов

  • 09.08.2023
Поделитесь с друзьями

Дишкайа.png Начало студенческой жизни полно ожиданий: кажется, что это время свободы без ограничений. Однако при погружении в академическую среду оказывается, что реальность несколько иная и есть много много новых правил, которым необходимо следовать. Чтобы первокурсники не пребывали в растерянности после школы и спокойно вливались в новую среду, студенты Факультета психологии ИОН запустили адаптационный проект «Проводник». О том, в чём особенность Факультета и кто может стать «проводником» для будущих психологов, рассказала менеджер проекта Дэрья Дишкайа.


«Проводник» — это проект, который помогает первокурсникам-психологам адаптироваться в новой среде. Расскажите подробнее, как вы знакомите студентов с учебной жизнью в ИОН? 

Изначально наш проект был создан, чтобы помочь студентам программы психологии Широкого бакалавриата погрузиться в своё направление с первого курса, поскольку на этой программе профильное обучение начинается со второго года. Сейчас мы видим успех проекта и необходимость «проводников» на всех программах, поскольку учебная и внеучебная жизнь Факультета психологии очень обширна — помощь и поддержка при адаптации могут быть очень полезны и даже необходимы. Проводник — это проект, который объединяет студентов, готовых помочь своим младшим коллегам ближе познакомится с Факультетом психологии. Проект создан не только для ускорения процесса адаптации и интеграции новых студентов, но и для обучения самих «проводников» базовым техникам наставничества. Основных направлений работы «проводников» всего три: адаптация, помощь с самоопределением и сопровождение студентов. 

Я хотела создать инициативу, которая бы объединила не только первокурсников Факультета, но и их старших коллег, заинтересованных в передаче опыта. По моему мнению, такой проект налаживает взаимодействие студентов всех направлений и курсов без условных границ. С одной стороны, «Проводник» объединяет студентов в комьюнити, где каждый чувствует себя комфортно, а с другой стороны — обеспечивает адаптацию первокурсников в новой для них среде
Валерия Купцова, основатель проекта
Связь между студентами разных курсов способствует самоопределению, пониманию «своего места» в студенческой жизни. Первокурсник смотрит на старших коллег и решает, что именно он хочет перенять в свой индивидуальный опыт, в то время как члены рабочей группы «Проводника» могут понять, насколько им близка работа с людьми в таком формате. Проект по-своему полезен для обеих сторон.

«Проводник» позволяет студентам разных курсов обмениваться опытом и поддерживать друг друга в новых начинаниях. Это взаимодействие происходит по запросу студентов, или есть какой-то график встреч участников?

Взаимодействие «проводников» и первокурсников включает в себя и очные встречи, и онлайн-сопровождение. У «проводников» есть график проведения очных встреч: в начале года их больше, а ближе к зимней сессии количество постепенно уменьшается. Также у «проводников» есть чаты с курируемыми группами, поэтому они всегда готовы помочь или просто пообщаться с первокурсниками. Разнообразие форматов общения делает коммуникацию более гибкой и позволяет подстраивать её под свой график.

Проект помогает психологам адаптироваться не только к вузовской жизни в целом, но и к учёбе на своём направлении. Как бы вы описали, с какими особенностями Факультета психологии сталкиваются студенты на первом курсе?

Особенность факультета психологии в том, что он предоставляет очень много возможностей, но не заставляет их использовать. Для вчерашних школьников такая среда может показаться перенасыщенной и непонятной. Проводники помогают первокурсникам отличить главное от второстепенного и направить свои усилия в желанном направлении. Первокурснику нужно быть готовым проявлять активность, всему остальному мы со временем его научим
Михаил Дмитриевич Кондратьев, заместитель декана Факультета психологии ИОН РАНХиГС
Вы учитесь на психологическом направлении, какими инструментами, полученными за время учёбы, вы пользуетесь в рамках проекта? 

Нам помогают знания техник экологичного общения, разрешения или профилактики конфликтов, убеждающей коммуникации. Всё это важно при общении с людьми, поскольку к каждому нужно уметь найти подход, чтобы оказать помощь и избежать недопониманий. Для наставников «Проводник» — это возможность на практике применить навыки, полученные в Институте. Проводить тренинги, вести консультации, заниматься медиацией в конфликтных ситуациях, психодиагностикой и сопровождением — этому нас учат на профильных предметах. Лично мне как руководителю полученные знания позволяют распределять задачи между «проводниками», учитывая их особенности и интересы, сильные и слабые стороны, личностные черты. Так я могу упростить рабочий процесс и сделать его максимально полезным для всех участников проекта.

Наставничество — ответственная работа, к которой готов не каждый. Что нужно сделать, чтобы стать членом рабочей группы проводника?

«Проводником» может стать любой студент Факультета психологии, особых требований нет: главное иметь желание и готовность учиться. Однако все «проводники» проходят двухэтапный отбор в команду. Первый этап проходит в марте-апреле с помощью гугл-формы, которую мы публикуем в сообществе Факультета психологии. В ней студенту предстоит решить несколько кейсов и рассказать о себе. После изучения и оценки ответов в форме я приглашаю участников, успешно прошедших первый этап, на собеседование — оно проводится в формате видео-звонков. Мы с моей помощницей кратко фиксируем впечатления от каждого кандидата и выбираем тех, кто будет направлять и поддерживать первокурсников вместе с нами. Всех прошедших отбор мы добавляем в беседу, после чего начинаем знакомство и обучение. 

Что включает в себя обучение «проводников» ? 

Оно тоже состоит из двух этапов, между которыми есть отбор в виде тестирования и эссе. Так мы понимаем, насколько участники проекта освоили изученный материал и готовы к его применению. Обучение «проводников» проходит очно: обычно встречи длятся 1,5-2 часа, но есть и дни интенсивов, когда занятия проходят по 3-3,5 часа. Первый блок обучения более теоретический, он посвящён знакомству участников друг с другом и с проектом, правилам коммуникации, разрешению конфликтов, разборам кейсов, брейн-штормам и подходам к планированию мероприятий. Между образовательными встречами есть неформальные, где группа просто общается и весело проводит время вместе. Я считаю такие встречи очень важными, поскольку они способствуют формированию слаженной и мотивированной команды. Затем начинается второй блок обучения, куда включены более сложные и более практические темы: обучение созданию и проведению тренингов, изучение структуры администрации Факультета и правил обращения к ней, работа с мотивацией группы, обучение основам ассессмента. 

В «Проводнике» обширная программа обучения, но бывают проблемы, которые невозможно предусмотреть и обсудить заранее. Если «проводники» сталкиваются с трудностями, вы проводите какие-то дополнительные встречи, чтобы разобраться с ситуацией?

В начале учебного года, когда запускается работа проекта, у «проводников» появляется большое количество вопросов, эмоций, историй, которыми они хотят делиться. Всё это мы обсуждаем в чате рабочей группы, там же оказываем поддержку друг другу, помогаем разобраться с вопросами и сложностями. У нас происходят и встречи рабочей группы: на них каждый высказывается о том, как он себя чувствует, что происходит сейчас в его работе, какие есть вопросы, сложности или кейсы на обсуждение.

Уже сейчас проект помогает множеству студентов начать новый этап своей жизни в кругу единомышленников, готовых поддержать в любой ситуации. Есть ли у вас какие-то планы по развитию проекта «Проводник» в ближайшие годы?

Каждый год программа обучения немного модифицируется и улучшается. Этот год не исключение: я планирую собрать обратную связь от «проводников» и сторонних наблюдателей проекта, чтобы к следующему году составить новую программу. Помимо этого, мы планируем обновить структуру «Проводника», поэтому впереди процесс поиска и подбора рабочей группы проекта. В текущем году мы хотим сделать сопровождение наших студентов более вариативным, а работу «проводников» — более прозрачной.

В Институте общественных наук представлено три программы бакалавриата по направлению Психология:   «Психология: современная теория и практика», «Психологическое консультирование и коучинг» и «Психология организационного поведения». Программы реализуются в трёх различных форматах, давая возможность выбора подходящего варианта по запросам абитуриентов. Узнать больше об учёбе на психолога в ИОН можно на официальном сайте Института.


====