«Золотая пчела» в лицах: интервью с ключевыми фигурами биеннале

  • 30.09.2022
Поделитесь с друзьями

В Москве продолжает работу биеннале графического дизайна «Золотая пчела 15», одним из организаторов которой является Школа дизайна ИОН РАНХиГС. Об особенностях юбилейной биеннале, новых номинациях и роли преподавателей в подготовке студентов рассказали президент биеннале Сергей Серов, куратор выставки Катерина Терехова и заведующая Отделением дизайна ИОН РАНХиГС Татьяна Алисова.

В этом году биеннале празднует 30-летний юбилей. Будет ли в связи с этим какой-то особенной конкурсная программа? 

Татьяна Алисова: Номинации каждый раз разные, в этом году много новых. Для меня особенно интересны номинации «Cinema 4D» и «Генеративной графике». Мы работали со студентами, мы давали им задания по номинации «Достоевский 200. Красота спасёт мир», и в рамках учебных занятий кто-то из них делал эти проекты. Некоторые работы даже попали на выставку.

Конкурс включает в себя 15 различных номинаций: от «Просто плакат» до «Cinema 4D» и «Разнообразие/Единый мир», которая посвящена цели №15 в области устойчивого развития ООН. Как формируются эти номинации? Как формулируются их темы?

Сергей Серов: за все 30 лет главная номинация одна — «Просто плакат». Основная миссия биеннале — это следить за новостями в визуальной культуре, отслеживать эти инновации визуальные и держать руку на пульсе — этому и посвящён «Просто плакат». Но где-то начиная с третьей «Пчелы» мы посмотрели, что делается во всех областях графического дизайна, и начали отображать это через номинации. В этом году у нас три профессиональные номинации, все они экранные: одна «Генеративная графика», другая «Cinema 4D» — здесь используются новые инструменты, это абсолютно новое слово в дизайне. Третья номинация называется «Видеоартдизайн».

Плакатные же номинации — тематические. Например, одна из номинаций традиционно связана с Русской школой дизайна, в этом году она посвящена конструктивизму. Другая номинация из года в год отражает духовную культуру, социальные и культурные высшие ценности. Ведь дизайн применим не только для удовлетворения нужд (театральные афиши, работа с интерьерами), это программа «минимум», но у дизайна есть и программа «максимум». Она состоит в том, чтобы тянуться к тем горизонтам, где живет искусство, ставить философские жизненные вопросы. Мы постоянно тоже эту линию поддерживаем, потому что три или четыре, сколько вот я уже сделал постоянных линий для этих номинаций, которые каждый раз связаны или с текущим временем, когда это юбилей. Снаружи это обусловлено временным характером события, снаружи, а внутри обусловлено интересом, который не иссякает.

Во всех ли номинациях могут принимать участие студенты и как вообще студенты могут поучаствовать в этом конкурсе? 
Татьяна Алисова: Студенты могут участвовать в любых номинациях, нет такого ограничения «ты студент, ты не можешь участвовать». Есть отдельная студенческая номинация. То есть можно участвовать на общих основаниях со всеми, либо в отдельной номинации только со студентами.

Что это за номинация, почему её решили сделать только для студентов?

Сергей Серов: Не первый раз уже наши партнёры — крупнейший в мире студенческий конкурс тайваньский международный дизайнерский Taiwan International Student Design Competition (TISDC), много лет мы с ними сотрудничаем. И представитель TISDC курирует эту номинацию. Тайвань не жалеет денег на международные связи. Они очень заинтересованы в международном признании и приглашают лауреатов-студентов. Призовой фонд у TISDC крупнейший в мире, поэтому у участников и материальная мотивация и грядущий почёт и уважение. В этом году тайваньцы предложили тему, которая и нам тоже близка: экология, как и другие мировые проблемы, не раз возникала как номинация «Разнообразие/Единый мир». Эта тема привязана к цели №15 в области устойчивого развития ООН (Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия), так что всё здесь сошлось и студенты наши, я точно знаю, посылали туда плакаты. А результаты узнаем в ноябре.

Некоторые плакаты, представленные на выставке, — это работы студентов, созданные во время учебного семестра. В момент выполнения задания, они уже знали, что их работы — потенциальные кандидаты на выставку?

Татьяна Алисова: Да, однозначно они знали. «Золотая пчела» проходит раз в два года, и когда появляются номинации, мы как преподаватели можем сказать: «Давайте вы будете делать плакаты на какую-то тему и дальше потенциально самые лучшие мы сможем на выставку отправить». Иногда студенты собирают конкурсные работы из выполненных упражнений, подаются на номинацию, и их отбирают. Какие-то работы на «Пчелу» делаются специально к выставке под специальные номинации, в номинацию «Генеративная графика» можно было взять готовые проекты и податься на конкурс, а дальше: тебя отобрали — ты участвуешь.

Катерина Терехова: Поскольку были известны все номинации и все заявленные темы, в прошлом году мы со студентами, на тот момент второкурсниками, в рамках типографики делали плакаты, посвященные Достоевскому «Красота спасёт мир». Из тех работ, что я вижу, девять плакатов принадлежат студентам Школы дизайна ИОН РАНХиГС. Как мы формулировали задачу: исходя из какого-то внутреннего понимания тех слов, которые они когда-то читали, а потом обсуждали на парах, обозначить своё личное восприятие и понимание тезиса, развернуть его и визуализировать. Поднять вопрос: «Что такое красота?» и поднять его не просто на уровне каких-то приятных ощущений для глаза. Это связь с собой, с богом, разговор на возвышенных уровнях. Ребята довольно здорово авторски это разобрали. Для кого-то, например, для Ульяны этот плакат-граффити, он зелёный. Она эту красоту черпает из внешней, на самом деле довольно жёсткой визуальной среды, адаптирует её и говорит, что это тоже красиво. Это красота в глазах смотрящего. Ульяна говорит о том, что через шум тоже можно обнаружить мерцание, очень достойная работа получилась. Другой плакат, яркое пятно — это Катя, тут множество кусочков, их очень быстро «крутит», такая вот такая карусель восприятий. Нет чёткой картинки, очень много, что доставляет счастье, восторг — это изображение красоты через мельтешение. Это попытка ответить для себя на самый главный вопрос: через что будем, собственно, спасаться.

После разговора Катерина познакомила нас с Ульяной и Катей, и студентки рассказали о том, как они создавали свои работы и какой смысл в них вкладывали.

Ульяна, студентка программы «Современный дизайн»: Мы делали всем курсом плакаты на тему «Достоевский 200. Красота спасёт мир», и каждый пытался найти свой смысл спасающей красоты, и я решила взять тему граффити, потому что у меня было много фотографий из Санкт-Петербурга, на которых были изображены граффити. Питер как-то ассоциируется с Достоевским, граффити ассоциируется с Питером. Всё это превращалось в какую-то «достоевщину». При этом для меня граффити — это новая красота, которая по-своему спасает мир, пытается донести какие-то свои очень важные смыслы до людей. И всё это сложилось вместе в моей работе.

Екатерина, студентка программы «Современный дизайн»: Мы делали всей группой плакаты к Достоевскому, к его юбилею, и я старалась отобразить то, что у меня внутри, моё впечатление от его произведений, от его жизни. Попыталась отобразить такую яркую картину, потому что несмотря на всю угрюмость, на печаль, которую он в своих произведениях описывает, всё-таки мне кажется, что это яркая фигура, и я хотела передать, что эта яркая фигура в литературе, и в целом хотела передать такую туманность, своё ощущение от него, воспоминания о том, что я прочитала. И поэтому мой плакат одновременно и яркий, и такой туманно-расплывчатый. Также я добавила ещё типографику, тоже достаточно резкую, яркую, для того, чтобы показать, насколько это весомая фигура в литературе и в искусстве России
Наши студенты каждый год участвуют, каждый год они проходят отбор и выставляют свои работы на «Золотой пчеле». Каков, на ваш взгляд, вклад преподавателей в результаты студентов?

Сергей Серов: Огромный. Без преподавателей студенты сюда бы не попали. Вообще по строгим международным неписанным правилам студент, когда участвует, он должен преподавателя записывать в соавторы. Не всегда это у нас соблюдается, но преподаватель — соавтор и в мотивации, и в подсказках, и в ведении проекта. Благодаря подсказкам преподавателя студенты-волонтеры участвуют в организации выставки, а авторы работ могут видеть себя в коридоре Музея плаката Школы дизайна ИОН РАНХиГС каждый день. Вот, например, главная номинация «Просто плакат» в галерее Вышки промелькнула за девять дней и всё. Не успели оглянуться, а она пролетела. Наши же студенты смотрят на лучшие работы в Музее плаката целый семестр, ходят рядом — это, конечно, колоссальный бонус. Младшим курсам преподаватели дают задания по компьютерным технологиям: воспроизвести технику, разобрать, проанализировать. «Золотая пчела» — это такой образовательный ресурс, которого ни у кого нет.

И, наверное, просто приятно, когда идешь по своему учебному заведению, а тут твои студенты, их работы висят.

Сергей Серов: Да, конечно, сразу настроение другое.

Дают ли студентам какое-то преимущество в дальнейшей карьере победа или призовое место на Золотой пчеле?

Татьяна Алисова: Скажем так: «Золотая пчела» — это смотр достижений. В дизайнерской среде «Золотая пчела» — это бренд. И номинация на этой биеннале — это как показ на кинофестивале, как публикация в научных изданиях. В графе «достижения» в резюме можно писать, что я был на «Золотой пчеле», это одно преимущество участия, а другое — это возможность пообщаться с людьми. Я всегда студентам советую: если они видят, что их плакат рассматривают, можно подойти и сказать: «О, а вот это вот мой плакат», и оказывается, что смотрит на него руководитель какой-нибудь студии.

Сергей Серов: Студенты здесь участвуют не как студенты, они участвуют на равных с профессионалами и выставляются в одном ряду со звёздами. Это прежде всего невероятная сила и внутренняя мотивация, как оказаться на одной сцене с Карузо в рамках концерта, и это на всю жизнь бонус, который дальше будет согревать сердце на протяжении всей карьеры. Студенты могут немного упростить себе жизнь и податься только на предназначенную для них номинацию, и всё же многие выбирают обычные номинации и взрослый отбор. Попадание на эту художественную сцену вместе со звёздами — это осознание себя как профессионала, которому выдан аванс, а теперь надо отрабатывать вот эту честь, отрабатывать эту надежду. Эта моральная составляющая гораздо важнее, чем какие-то карьерные соображения, хотя для портфолио или для резюме это весомая строчка об участии, о награде. 

Биеннале традиционно проходит на разных площадках и даже не в одном городе. Где можно будет увидеть работы студентов ИОН РАНХиГС?

Сергей Серов: Что касается городов, они не выбираются, города сами появляются на орбите «Пчелы» в разных уголках страны, начиная с Калининграда, где тоже есть филиал РАНХиГСа. Сразу после закрытия этой площадки мы едем туда, предполагается выставить сто лучших плакатов «Золотой пчелы». Так что от Калининграда до Владивостока, во Владивосток мы поедем в ноябре. По дороге Улан-Удэ, Барнаул, Красноярск, Новосибирск, Челябинск, Норильск, Тува — это то, что вот прямо сейчас в деле, вот такой диапазон у «Золотой пчелы». И вот уже несколько выставок открыто и ещё несколько выставок впереди.
====