• Главная
  • Новости
  • Закулисье Московской биеннале: подготовка к самому большому смотру плаката в мире глазами кураторов и студентов

Закулисье Московской биеннале: подготовка к самому большому смотру плаката в мире глазами кураторов и студентов

  • 02.10.2022
Поделитесь с друзьями

Московская биеннале в Новой Третьяковке — это невероятно красивое пространство, оформлением которого занимались кураторы выставки и студенты-волонтёры. Рассказываем о подготовке к полёту «Золотой пчелы», а также о том, как совмещать волонтёрство, обучение и участие в биеннале.

На открытии выступила Катерина Терехова, преподаватель профиля «Графический дизайн» Школы дизайна ИОН РАНХиГС, практикующий графический дизайнер, арт-директор и куратор номинации «Всегда радуйтесь». В приветственном слове она рассказала о том, как проходила подготовка выставочного пространства.

Катерина Терехова: Это, конечно, была задача со звёздочкой. В прошлый раз мы работали с пространством иначе, в этот раз — решили зонировать каждую тему и для неё создавать специальные условия. Границы решили обозначить объёмными фигурами, которые изображены на стене за плакатами. С одной стороны, это видимое физическое очертание плаката, показатель того, что у него есть определённые границы. С другой стороны, складывая два прямоугольника и проводя между ними соединительные линии (которые конечно нелогичные, конечно, опрокинутые, с обратной перспективой, вне законов физики и сил притяжения), создаётся иллюзорное пространство, выдуманные фигуры, которые способствуют глубокому погружению в плакат, его неплоскому восприятию. Они больше, чем кажутся: в каждом на самом деле заключены двойные, тройные смыслы.

Как организовывалась каждая тема? Было решено, что всё будет сосредоточено в знаках формы. Юбилейная «Пчела» собралась в своём гипержужжании и в самом начале выставки встречает вас своими звуками. Дальше крест аналогичный кресту Достоевского — это символ непростого пути, это подвижничество. Весь «Достоевский» собран в форму книги, и это тоже некоторая знаковая система для удобства считывания и концентрации смысла: эту книгу можно читать вдоль, поперёк, насквозь, всеми возможными вариантами. Номинацию «Жить вместе» мы собрали пазлом, который пытается состыковаться. Далее «Конструктивизм 100»: конечно, это большая брутальная квадратная форма. И спасибо моим чудесным студентам, которые предложили передать маленький привет Малевичу: чёрный квадрат собрали из четырёх тёмных плакатов и повесили угол. После этого идёт музыка (номинация «Музыкальный клуб»), которая, конечно, нестатичная, которая прыгает и двигается, мы её тоже изобразили как некое мерцание.
После торжественной части открытия Московской биеннале мы поговорили с Катериной, а также с Татьяной Алисовой, графиком и преподавателем-практиком программы «Современный дизайн» Школы дизайна ИОН РАНХиГС. Они рассказали нам о тех студентах, которые принимали участие в оформлении зала в качестве волонтёров.

Расскажите, пожалуйста, о роли волонтёров в подготовке выставки.

Татьяна Алисова: Волонтёры, исторически, — очень большая часть фестиваля. Без их участия фестиваль не состоится. Например, в этом году так вышло, что основная часть выставки готовилась за месяц, а потом внезапно за три дня переехала в другое место, и волонтёры за три дня полностью переоформили всю инсталляцию. Как правило, волонтёры — это наши студенты, мастера, которые близки к выставочным дисциплинам, либо просто интересующиеся, либо добровольцы. Наши студенты развешивают все эти плакаты, без них ничего бы не состоялось. В этом году к ним присоединились студенты из РГУ им. Косыгина, порядка 20 человек и наших человек 30. Для волонтёров это одно из мероприятий, когда они погружаются полностью в монтаж и прочие подготовительные моменты, взаимодействуют с коллегами с разных курсов и проходят социализацию в профессиональной среде. Есть также шанс поговорить с кураторами выставки.

Катерина Терехова: Они тут не просто волонтёрили, они «упахивались» с утра до ночи под моим руководством. Правда, совершенно героические ребята. Что здорово — они не только исполнители. У меня был, конечно, генеральный план по поводу того, что будет происходить, но мы работали в контакте, в диалоге, и не было того, что они работали строго по задачам. Студенты предлагали много классных авторских решений, в том числе «Чёрный квадрат» Малевича — это идея первокурсников, это Ира Власова, в моей группе учится. Мне очень понравилось: это свежо, остро и концептуально. Когда студент становится сокуратором выставки, причём только-только начинающий, это уровень, безусловно, почти профессиональный, и я радуюсь таким открытиям. Кроме того, студенты решали вопрос композиции, только не в рамках занятий на ноутбуке. Я сказала им: «Вот есть 20 на 30 метров, давайте теперь здесь искать композицию». Для них дико интересно было им попробовать применить те вещи, которые мы учим в аудиториях. И абсолютно нескончаемое количество сил: они не устают, они видят, что работы много и говорят: «Я завтра приду», — и приходят снова. Иногда вместо пар, чего уж там, потому что учиться на живом материале в этой обстановке — это не «вместо». Это невероятная практика: трогать руками плакаты, понимать, как они устроены, тем более что здесь есть выдающиеся экземпляры работ лучших дизайнеров мира, поэтому, конечно, такое соприкосновение лицом к лицу для студентов крайне полезно.

Бывает такое, что студент участвует в выставке и одновременно волонтёрит на ней?

Татьяна Алисова: Однозначно. Например, Маша Афончикова, я удивляюсь, когда она спит. Она сейчас на 4 курсе: у неё диплом, плюс она делала несколько заставок, плюс она организовывала волонтёров, плюс она сама волонтёр и плюс чуть ли не в каждой номинации есть её работа. Это человек, за которым надо следить, потому что я даже не знаю, сколько у неё сил.

Татьяна познакомила нас с Машей, которая рассказала о том, как совмещает учёбу, волонтёрство и участие в «Золотой пчеле».

Ты и участник, и куратор всех волонтёров, и сама волонтёр — как ты всё успеваешь?

Когда такие масштабные мероприятия проходят, хочется заниматься только этим. Мне нравится то, что делает Сергей Иванович Серов, и ему очень хочется помогать, хочется, чтобы такие мероприятия как «Золотая пчела» проходили, чтобы это всё могло состояться в настоящее время. Мы на таком позитиве, на таком заряде, поэтому не хочется отвлекаться, а хочется делать, творить, создавать.

Ты уже на 4 курсе, за всё время обучения сколько раз ты смогла поучаствовать в качестве автора плаката и сколько раз в качестве волонтёра?

Когда была прошлая «Пчела», я была на 2 курсе, и тогда я участвовала только в одной номинации. Плакаты я тогда ещё не делала, не отправляла, а участвовала в номинации «Стикеры». Тогда же я попала на «Пчелу» в качестве волонтёра: я мало разбиралась в авторах, мало что знала, но было очень интересно в этом участвовать. Я как раз влилась, а теперь я участвую и в качестве волонтёра, и в качестве автора плаката.

Во скольких номинациях представлены твои плакаты в этом году?

В одной из экранных номинаций, «Cinema 4D» представлены некоторые мои видео. Из плакатных номинаций: «Просто плакат», он висел в галерее НИУ ВШЭ, здесь мои плакаты в номинациях «Достоевский 200. Красота спасёт мир», «Музыкальный клуб», «Полёт Золотой пчелы» и студенческий конкурс «Разнообразие. Единый мир», это 15-ая номинация.

А каким образом ты выбирала номинации для участия?

У нас есть мастер в Школе дизайна ИОН РАНХиГС, его зовут Николай Шток, и мы с ним очень часто делаем плакаты для культурного центра «Дом», это музыкальные плакаты, поэтому я понимала, что не только я, а вообще вся наша группа будет участвовать в этой номинации, потому что у нас очень много плакатов именно музыкальных. Потом, поскольку «Пчела» юбилейная, хотелось поучаствовать в номинации «Полёт Золотой пчелы» и сделать такой плакат-поздравление с днём рождения. Акция ко дню рождения Достоевского проходила ещё в 2021 году в ноябре и тоже хотелось поучаствовать, потому что «Красота спасёт мир» — это такая очень важная мысль, мы все живём в красоте. Ну и «Синема 4D»: у нас есть пары, которые ведёт Ольга Терехова, и на них мы обучаемся генеративной графике, кодингу и программе Синема 4D. Мы очень много с ней делали работ в этой программе, поэтому тоже хотелось поучаствовать и отправить свои работы.
Ты видела эту выставку в качестве волонтёра, который организовывал это пространство, сейчас ты видишь эту же выставку в качестве зрителя на открытии, и ты наверняка смотришь на неё по особенному, ведь здесь висят твои работы. В этих трёх твоих воплощения: ты-зритель, ты-волонтёр и ты-участник — чем отличается твоё восприятие, и отличается ли оно?

На самом деле всё очень сильно слилось, потому что я все эти плакаты видела огромное количество раз, я со всеми познакомилась, и уже особо не различаю, какие здесь мои, какие здесь не мои, потому что у меня ощущение, что они все здесь такие родные, я знаю здесь многих авторов, поэтому для меня нет колоссальной разницы, просто я все эти плакаты люблю.

Когда ты первый раз участвовала на 2 курсе, не страшно было?

Нет, страшно не было, потому что тогда было много неизвестного, мы не знали многих авторов, вообще мало знали про «Золотую пчелу». Нас вот привёл мастер Николай Штолк, сказал, что он снимает нас с пар и пригласил окунуться в этот процесс, так что страха не было.
Давай поговорим о твоём будущем. Ты сейчас учишься на выпускном курсе, что ты думаешь о продолжении обучения, о карьере?
Сложный вопрос. Я живу сегодняшним днём и ещё не думаю на такую перспективу. Пока есть мысли поступать в магистратуру, это может быть даже за границей, этим вопросом нужно заниматься. Главное, конечно, учиться дальше. Пока я хочу учиться и заниматься волонтёрской деятельностью, а с работой хотелось бы повременить, поработать я всегда успею.

Когда придёт время работать, в какой сфере ты бы хотела реализоваться?

Я бы хотела заниматься графическим дизайном, профессией, на которую я сейчас учусь. И возможно что-то связанное с чем-то цифровым, вселенная Cinema4D, трёхмерные пространства, может быть виртуальная реальность, что-нибудь такое.

====