• Главная
  • Новости
  • «В целом система социальной защиты работает нормально, нужно ее донастроить»

«В целом система социальной защиты работает нормально, нужно ее донастроить»

  • 14.04.2022
Поделитесь с друзьями

Логотипы НЦМУ в новости и анонсы (4).pngСоциальная политика в период пандемии получила мощный стимул для модернизации и помогла смягчить последствия кризиса для миллионов россиян. В сегодняшних условиях она требует дальнейшего совершенствования. Об этом эксперты говорили в ходе дискуссии на XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» провел круглый стол «Социальная защита на пути к лучшему будущему», на котором был представлен доклад центра «Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего».

Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил масштаб изменений, вызванных санкциями в отношении России. По его мнению, в этих условиях возрастает роль социальной политики. Россия должна сохранить ее основы, выработанные в последние годы, например меры борьбы с социальной, образовательной и иной неуспешностью. «Мне приятно видеть, что меры социальной политики, предложенные президентом, во многом созвучны инициативам, разработанным нашими учеными», — сказал он.

Заместитель директора департамента государственной научной и научно-технической политики Министерства науки и высшего образования России Кирилл Борисов также подчеркнул: наука и образование должны стать фундаментом российских ценностей.

Инициатор создания НЦМУ проректор ВШЭ Лилия Овчарова подчеркнула, что ученые Вышки стремились определить будущее социальной политики, чтобы связать его с провозглашенными целями развития страны — повышением численности населения и сокращением бедности. Развитие системы соцзащиты позволило стабилизировать экономическую динамику во время пандемии. Лилия Овчарова уверена, что во время нетрадиционных кризисов социальная защита должна играть иную роль, нежели в период подъема или обычных неурядиц.

Главный редактор доклада Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики ВШЭ, отметила, что авторы изучали институциональное развитие социальной защиты до пандемии, во время пика и спада заболеваемости. Кроме того, они исследовали изменение запросов населения и эффекты принятых мер, а также прогнозировали вероятные развилки развития системы соцзащиты.

Оксана Синявская сообщила, что с середины 2010-х годов бедность сокращалась преимущественно благодаря росту экономики. После провозглашения сокращения бедности вдвое как одной из национальных целей развития стало ясно, что достичь ее только за счет экономического роста невозможно. Было принято решение перейти к комплексной социальной политике, сочетанию социального страхования, предотвращения рисков старости и инвалидности. Пандемия ускорила запуск разработанной ранее системы предотвращения бедности, в том числе поддержки семей с детьми, более других подверженных рискам бедности. Изменения системы социальной поддержки предполагают не только повышение пенсий и пособий, но и улучшение качества жизни, долговременный уход за пожилыми людьми, активное долголетие и др.

Коронакризис изменил запросы населения на помощь. К уязвимым слоям, опасавшимся роста цен и невыплаты пособий, прибавились более обеспеченные группы, потерявшие работу и доходы. Первые нуждались в поддержке доходов, вторые — в помощи при переобучении и дополнительном профессиональном образовании.

Меры государства во многом отвечали запросам населения: доплаты семьям с детьми и потерявшим работу самозанятым и ИП, которых ранее не включали в число нуждающихся, позволили в 2020 году повысить доходы уязвимых групп и уменьшить уровень бедности при снижении доходов в целом.

Сейчас система соцзащиты стоит перед серьезными вызовами: увеличением рисков бедности работающего населения из-за сокращения занятости и зарплаты, возможного роста неформального сектора и пр.

Нынешний кризис, полагает Оксана Синявская, потребует новых нетривиальных решений, в частности зонирования программ, детального учета их эффективности, использования общественных работ, в том числе для высококвалифицированных занятых.

Важной развилкой развития социальной политики она назвала балансировку мер по стимулированию экономического роста и мер соцзащиты по поддержанию уровня жизни граждан. Опора только на экономическую динамику приведет к снижению доходов, однако превалирование мер социальной защиты влечет риск дальнейшего роста доли социальных выплат в доходах населения. В 2021 году их доля снизилась на 0,9 п.п. по сравнению с 2020-м — до 20,6%, но осталась выше, чем в доковидные годы. Расширенное использование соцзащиты может привести к росту иждивенческих настроений, опасается Оксана Синявская.

Еще одна развилка — принципы соцподдержки. Сейчас система сосредоточена на помощи традиционно уязвимым группам и оставляет за бортом новых пострадавших, которые раньше имели достаточные доходы. Необходимо обращать ее внимание на новых получателей, меняя критерии нуждаемости.

Оксана Синявская также отметила необходимость обратить внимание на новые виды занятости, увеличивающие доходы работников. Важно обеспечить для них определенный уровень социальных гарантий. Это, полагает она, может стать дополнительным инструментом сохранения человеческого капитала, важного для будущего развития страны.

Советник президента России Александра Левицкая назвала доклад интересным, а его тезисы — заслуживающими детального конструктивного обсуждения. Она полагает, что авторам следовало бы обратить больше внимания на региональные аспекты социальной защиты, которые могут быть востребованы в нынешней ситуации. При этом Александра Левицкая считает, что приоритетом помощи должны оставаться уязвимые граждане, не имеющие возможности заработать и нуждающиеся в постоянной заботе.

«Нам нужен объективный интегральный показатель оценки качества социальной политики и социальной защиты, чтобы мы на экспертном уровне договорились, что мы включаем в эту оценку», — подчеркнула также она.

По ее мнению, нужно сочетать традиционные подходы и новые формы социальной защиты, которые следует учитывать при расчете интегральных оценок. В частности, следует учитывать бесплатное питание младших школьников, оплату детского отдыха и «Пушкинскую карту», позволяющую посещать учреждения культуры по льготным ценам.

Александра Левицкая обратила внимание на необходимость увеличения помощи семьям, вовлеченным в родственный уход за пожилыми близкими. Сейчас размер пособий для них — 1200 рублей — крайне низок.

Председатель правления Пенсионного фонда России (ПФР) Андрей Кигим отметил активность ВШЭ на важных научных направлениях. «Очень хороший доклад и правильные методологические подходы», — сказал он.

Сейчас ПФР приступил к организации на своей базе социального казначейства. В новой системе СНИЛС должен быть не только идентификатором, но и отражением статуса человека, его возможностей претендовать на выплаты от государства, а также возможного уровня доходов на пенсии. «Мы можем создать единое информпространство, давать возможность министерствам, вырабатывающим социальную политику, выстраивать и прогнозировать ее», — полагает Андрей Кигим.

Использование цифровых технологий позволит создать клиентоориентированную систему онлайн-работы в сфере соцзащиты.

Финансовый уполномоченный Российской Федерации Юрий Воронин отметил, что авторы доклада правильно выделили вызовы социальной защиты, в частности старение населения, проблемы пенсионной системы и появление «новых бедных». Он поддержал их инициативу перейти в оценках уровня бедности от абсолютных к относительным критериям, причем, на его взгляд, бедными должны считаться граждане с доходом ниже 60% медианного.

Юрий Воронин обратил внимание на существенную разницу мер социальной поддержки в регионах, зависящих от уровня их бюджетной обеспеченности. По его мнению, следует перевести меры поддержки безработных на страховую основу, а обеспечение первичного звена здравоохранения вернуть на бюджетное финансирование, равно как и систему ухода за нуждающимися в помощи пожилыми людьми. Приоритетом помощи инвалидам должна стать комплексная реабилитация, сочетающая образовательную, медицинскую и производственную составляющие для возвращения работника на рынок труда с востребованными навыками. «За этим будущее соцзащиты», — убежден он.

«В целом система социальной защиты работает нормально, нужно ее донастроить», — подытожил Юрий Воронин.

Заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ Нина Вишневская отметила, что в период пандемии эффективность зависела от оперативности принимаемых мер, направленных в первую очередь на предотвращение роста бедности. Она напомнила, что весной 2020 года был повышен размер пособий по безработице, упрощена процедура их выдачи. Число зарегистрированных безработных на пике кризиса выросло в 5 раз, тогда как общая безработица увеличилась на 42%. В некоторых регионах оно превысило общую, что породило деформализацию занятости: люди продолжали работу неофициально и получали пособия.

Программы помощи пострадавшим отраслям сыграли важную социальную роль, предотвратив массовые увольнения и снизив нагрузку на систему соцзащиты, они также сохранили человеческий капитал и сократили издержки увольнения. Недостатками программ помощи была ориентация на поддержку предприятий, а не работников, которым обеспечивался минимальный уровень доходов.

В нынешних условиях, полагает Нина Вишневская, следует задуматься о создании программ, способных оказать людям реальную помощь в поисках работы, в том числе внедрить обязательное цифровое обучение безработных и расширять программы поддержки самозанятых.

Лилия Овчарова считает, что ситуация в экономике и требуемый уровень социальной поддержки во многом определятся через три месяца, когда будет ясно, вернутся ли работники из вынужденных отпусков.

В мире в ближайшие годы возрастет глобальная конкуренция за человеческий капитал, в том числе за специалистов IT-сферы, врачей и других профессионалов, России важно выдержать ее. «Без увеличения вклада фонда оплаты труда в ВВП вряд ли удастся обойтись», — подытожила проректор ВШЭ.

Источник