Состоялась презентация справочника «Творческие (креативные) индустрии»
Поделитесь с друзьями
На прошлой неделе состоялся цикл вебинаров, посвященных публикации гида-справочника «Творческие (креативные) индустрии». Мы собрали краткие тезисы от спикеров.
Татьяна Абанкина
кандидат экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, директор Центра креативной экономики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Креативная экономика — гуманитарная экономика, ориентированная не только на создание и продвижение креативных товаров и услуг, но и на формирование смыслов, ценностей, брендов. Креативная экономика основана на капитализации интеллектуальной собственности. Ядром креативной экономики являются креативные индустрии. К креативным индустриям относят виды деятельности с преобладанием творческого труда, мощным инновационным потенциалом и высокой добавленной стоимостью. Креативные индустрии относятся к видам деятельности с низким барьером «входа» на рынки, их условно можно назвать «народными индустриями», они доступны для молодежи, лиц с ограниченными возможностями здоровья, женщин с детьми, людей «серебряного возраста». Креативная экономика опирается на принципы и ценности инклюзии в широком смысле слова, приоритеты устойчивого развития и экологические ценности, поддерживает распространение здорового образа жизни.
В мировом экспертном сообществе используют несколько подходов к определению состава креативных индустрий. Первый подход — отраслевой, в рамках которого к КИ относят 14 или 16 видов деятельности, связанных с культурой, искусствами, культурным наследием, IT и компьютерные игры современные медиа, моду, дизайн, архитектуру, прикладные научные разработки в области виртуальной и дополненной реальности. Состав различается от страны к стране, но ядро совпадает. Последнее время в КИ включают гастрономию, креативный туризм. Второй подход — трудовой, в рамках которого к КИ относят любые виды деятельности с преобладанием творческого труда. Общего универсального определения состава КИ пока нет.
Во многих развитых и развивающихся странах креативные индустрии поддерживаются на систематической программной основе. Несмотря на межстрановые различия все программы включают меры поддержки образования и профессионального роста, создание инфраструктуры, повышение доступности финансовых ресурсов и венчурных инвестиций, поддержку экспорта креативных товаров и услуг, национальных брендов, стимулирование спроса.
В России 2021 год стал годом перехода к поддержке креативных индустрий на системной основе.
Наталья Кузьмина
Кандидат культурологии, МА in Culture studies, директор Центра креативных индустрий ИОН РАНХиГС
Креативные индустрии сегодня включают в себя разные виды деятельности, начиная от кино, телевидения, радио и заканчивая ремёслами, мультимедиа и модой. Этот перечень с каждым годом расширяется и пополняется.
Например, Финляндия ставит во главу угла ландшафтные парки. А Таиланд включает в свой перечень творческих отраслей медицину.
Несмотря на кризисы, сегодня наблюдается рост расходов людей на досуг и саморазвитие.
Опора на местное, локальное историко-культурное наследие играет существенную роль в творческом предпринимательстве. Пример: проект «Бронски чай»
Креативное мышление — ключевой навык XXI века, он чрезвычайно важен для современного человека.
Сотрудничество завода «Магнезит» и Уральской индустриальной биеннале современного искусства
Ольга Кизина
MA in Cultural Management, консультант по творческому предпринимательству в России и за рубежом
Что такое творческий бизнес?
Творческие бизнесы — это, с одной стороны, бизнесы, которые относятся к творческим индустриям (дизайн, мода, музыка, ремесла и т.д.). С другой стороны, креативный бизнес не всегда основан на творческом контенте. Такой бизнес, прежде всего, отличает поиск нестандартного решения существующей проблемы (социальной, городской, личной и т.д.), зачастую с помощью инноваций, технологий и новых подходов. Отличает такие бизнесы важность работать в двух профессиональных полях: в бизнес-поле (наряду с бизнесами из других секторов следовать законам рынка, тренда, вести коммуникацию с аудиторий) и социокультурном поле (не только в плане контента, но и в плане экспертизы, маркетинга, аудитории, продвижения).
Творческие бизнесы предлагают новые бизнес-модели и креативные идеи решения проблем, что требует постоянного тестирования подходов и гипотез (в этой логике творческие бизнесы почти всегда стартапы), создания новых ниш на рынке (того, чего не было раньше), поиска новых подходов к аудитории.
Как создается идея творческого бизнеса?
Успешные творческие бизнесы редко начинаются с вопросов про деньги, они начинаются с личных тем и интересов автора. В основу идеи креативного бизнеса ложится то, как предприниматель находит решение волнующих его проблем, и как он/она откликается на актуальную мировую повестку, тренды и запросы аудитории. Но сегодня уникальным и востребованным бизнес делается благодаря умению предпринимателя выстраивать партнерства со смежными областями (кросс-инновации). Какой проект получится из совместного творчества музыканта и художника? Что если VR придет в моду? Как будет выглядеть дизайнерский сувенир для местного кафе?
Чтобы двигаться вперед предприниматели должны регулярно заглядывать к соседям и придумывать новые форматы коллабораций даже с теми, кто на первый взгляд далек от темы творческого бизнеса. Что можно сделать уже сейчас? Составить список из 10-20 тем (отраслей, трендов), не близких тому, чем занимается творческий предприниматель. К каждой теме придумать одну идею по формуле: сфера моего бизнеса + другая сфера = новый продукт/услуга (пример: парфюмерия + мультипликация = новая коллекция ассоциативных ароматов, вдохновленных известными мультфильмами). Записывать все, что приходит в голову, даже самые неожиданные решения. Что-то из этого уйдет «в стол», а что-то может вдохновить на новые действия.