«Школа прикладного анализа данных» поможет исследователям освоить цифровой инструментарий. Команда ИОН реализует на ней свой проект

В Президентской академии стартовал новый поток «Школы прикладного анализа данных» — проекта для сотрудников университетов и государственных организаций, которые хотят освоить и внедрить в свою работу инструменты искусственного интеллекта и Big Data. Школа проводится несколько раз в год в разных регионах России с 2018 года, в 2023 году в число её соорганизаторов вошёл Институт общественных наук Президентской академии – и это не единственная роль, в которой в рамках школы сейчас выступают сотрудники ИОН. В этом году в интенсиве принимает участие команда исследователей Института общественных наук, которая разрабатывает амбициозный проект, нацеленный на работу с имиджем академии.
Как проходят занятия в Школе?
«Школу прикладного анализа данных» совместно реализуют Институт общественных наук РАНХиГС, «Академия Дата-Дайвинг» и Томский государственный университет с участием экспертов Университетского консорциума исследователей больших данных (Консорциум Big Data) и при поддержке Минобрнауки России. Новый поток занятий проходит в два этапа: с 17 по 19 апреля на московской площадке Академии состоялась очная часть, а с 20 апреля по 23 мая участники будут работать в режиме онлайн.
«Мы подготовили очень сильную программу. Это практические занятия с использованием программного обеспечения технологических партнеров, тематические мастер-классы от исследователей из ведущих российских университетов и представителей техкомпаний, визионерские лекции от сильных отечественных экспертов», – поясняет академический руководитель образовательных программ «Академии Дата-Дайвинг» Юлия Мундриевская.Интенсив ориентирован на обучение исследователей и руководителей вузов – всех, кто занимается реализацией прикладных, социальных и образовательных проектов. В «Школе прикладного анализа данных» принимают участие представители ВоГУ, РГГУ, ГУУ, КБГУ, МГЛУ, МГПУ, МСХА, РАНХиГС, РУДН, СПбГЭУ, ТГУ, ФГУ МГУ, ДВФУ. Участники школы осваивают основные методы и технологии сбора, обработки и анализа текстовых данных из открытых источников, учатся адаптировать методы текстовой аналитики под конкретные прикладные задачи, создавать информативные визуализации результатов анализа, использовать генеративный искусственный интеллект для поиска и идентификации перспективных исследовательских направлений, готовить с помощью ИИ заявки на исследовательские гранты... В конце интенсива участникам предстоит защищать прикладные проекты перед экспертами из ведущих российских университетов и компаний-партнеров.
Над каким проектом работают сотрудники ИОН?
Команда Института общественных наук вовлечена в проект под названием «Образ Президентской академии глазами абитуриентов, студентов и выпускников», рассказывает участница Школы, декан философско-социологического факультета ИОН Анастасия Астахова. По её словам, суть исследовательской задачи заключается в анализе отношения к академии молодых людей и выявлении точек напряжения для управления репутацией вуза: «Опросы показывают, что, хотя студенты в целом чувствуют себя в вузах вполне комфортно, бывают и проблемы, которые, в том числе, выражаются через жалобы, негативные отзывы в соцсетях. Академия стремится улучшать свою репутацию, анализируя посты в соцсетях с помощью «Медиалогии» и других подобных систем. Но эта работа не всегда ведется систематически», – описывает постановку проблемы Астахова. Исследователи хотят собрать релевантные отзывы в соцсети «ВКонтакте», проанализировать их и систематизировать различные аспекты восприятия имиджа академии основными группами её целевой аудитории.
Ещё одна участница команды, ведущий специалист отдела контроля качества образования Анастасия Прощенкова надеется, что с помощью текстового анализа основных ключевых тем, выражений, тональности отзывов о вузе можно будет выявить наиболее острые проблемы, которые требуют скорейшей фиксации. «Также интересно будет проследить разницу между тем, как вуз воспринимают абитуриенты и студенты. А если получится "вытащить" еще и мнение выпускников, это будет дополнительный интересный слой к рассмотрению».
Директор ИОН, кандидат технических наук Павел Голосов видит хороший практический потенциал у данного проекта: «Независимый анализ того, как образ академии отражается в социальных медиа, можно сопоставить с картиной, которую мы видим во внутренних отчётах по итогам пиар-активности в разных каналах. И это покажет, что можно и чего нельзя ожидать от имиджа академии в плане динамики, как мы выглядим на фоне других вузов, с какими болезненными точками нужно работать в первую очередь».
Сергей Дубровский, заместитель декана философско-социологического факультета ИОН и один из экспертов Школы, отмечает, что участники решения задач активно используют цифровой инструментарий: «Здорово, что столь продвинутые технологии становятся доступными и уже позволяют решать реальные, масштабные исследовательские проблемы». По его мнению, подобные инициативы, такие как «Школа прикладного анализа данных», содействуют популяризации технологий тем самым содействуют прогрессу в различных областях образования и науки.