• Главная
  • Новости
  • «Школа прикладного анализа данных» поможет исследователям освоить цифровой инструментарий. Команда ИОН реализует на ней свой проект

«Школа прикладного анализа данных» поможет исследователям освоить цифровой инструментарий. Команда ИОН реализует на ней свой проект

  • 22.04.2025
Поделитесь с друзьями

В Президентской академии стартовал новый поток «Школы прикладного анализа данных» — проекта для сотрудников университетов и государственных организаций, которые хотят освоить и внедрить в свою работу инструменты искусственного интеллекта и Big Data. Школа проводится несколько раз в год в разных регионах России с 2018 года, в 2023 году в число её соорганизаторов вошёл Институт общественных наук Президентской академии – и это не единственная роль, в которой в рамках школы сейчас выступают сотрудники ИОН. В этом году в интенсиве принимает участие команда исследователей Института общественных наук, которая разрабатывает амбициозный проект, нацеленный на работу с имиджем академии.

Школа прикладного анализа данных 2025

 

Как проходят занятия в Школе?

«Школу прикладного анализа данных» совместно реализуют Институт общественных наук РАНХиГС, «Академия Дата-Дайвинг» и Томский государственный университет с участием экспертов Университетского консорциума исследователей больших данных (Консорциум Big Data) и при поддержке Минобрнауки России. Новый поток занятий проходит в два этапа: с 17 по 19 апреля на московской площадке Академии состоялась очная часть, а с 20 апреля по 23 мая участники будут работать в режиме онлайн. 

«Мы подготовили очень сильную программу. Это практические занятия с использованием программного обеспечения технологических партнеров, тематические мастер-классы от исследователей из ведущих российских университетов и представителей техкомпаний, визионерские лекции от сильных отечественных экспертов», – поясняет академический руководитель образовательных программ «Академии Дата-Дайвинг» Юлия Мундриевская.

Интенсив ориентирован на обучение исследователей и руководителей вузов – всех, кто занимается реализацией прикладных, социальных и образовательных проектов. В «Школе прикладного анализа данных» принимают участие представители ВоГУ, РГГУ, ГУУ, КБГУ, МГЛУ, МГПУ, МСХА, РАНХиГС, РУДН, СПбГЭУ, ТГУ, ФГУ МГУ, ДВФУ. Участники школы осваивают основные методы и технологии сбора, обработки и анализа текстовых данных из открытых источников, учатся адаптировать методы текстовой аналитики под конкретные прикладные задачи, создавать информативные визуализации результатов анализа, использовать генеративный искусственный интеллект для поиска и идентификации перспективных исследовательских направлений, готовить с помощью ИИ заявки на исследовательские гранты... В конце интенсива участникам предстоит защищать прикладные проекты перед экспертами из ведущих российских университетов и компаний-партнеров.

Школа прикладного анализа данных 2025


Над каким проектом работают сотрудники ИОН? 

Команда Института общественных наук вовлечена в проект под названием «Образ Президентской академии глазами абитуриентов, студентов и выпускников», рассказывает участница Школы, декан философско-социологического факультета ИОН Анастасия Астахова. По её словам, суть исследовательской задачи заключается в анализе отношения к академии молодых людей и выявлении точек напряжения для управления репутацией вуза: «Опросы показывают, что, хотя студенты в целом чувствуют себя в вузах вполне комфортно, бывают и проблемы, которые, в том числе, выражаются через жалобы, негативные отзывы в соцсетях. Академия стремится улучшать свою репутацию, анализируя посты в соцсетях с помощью «Медиалогии» и других подобных систем. Но эта работа не всегда ведется систематически», – описывает постановку проблемы Астахова. Исследователи хотят собрать релевантные отзывы в соцсети «ВКонтакте», проанализировать их и систематизировать различные аспекты восприятия имиджа академии основными группами её целевой аудитории.

Ещё одна участница команды, ведущий специалист отдела контроля качества образования Анастасия Прощенкова надеется, что с помощью текстового анализа основных ключевых тем, выражений, тональности отзывов о вузе можно будет выявить наиболее острые проблемы, которые требуют скорейшей фиксации. «Также интересно будет проследить разницу между тем, как вуз воспринимают абитуриенты и студенты. А если получится "вытащить" еще и мнение выпускников, это будет дополнительный интересный слой к рассмотрению».

Директор ИОН, кандидат технических наук Павел Голосов видит хороший практический потенциал у данного проекта: «Независимый анализ того, как образ академии отражается в социальных медиа, можно сопоставить с картиной, которую мы видим во внутренних отчётах по итогам пиар-активности в разных каналах. И это покажет, что можно и чего нельзя ожидать от имиджа академии в плане динамики, как мы выглядим на фоне других вузов, с какими болезненными точками нужно работать в первую очередь».

Сергей Дубровский, заместитель декана философско-социологического факультета ИОН и один из экспертов Школы, отмечает, что участники решения задач активно используют цифровой инструментарий: «Здорово, что столь продвинутые технологии становятся доступными и уже позволяют решать реальные, масштабные исследовательские проблемы». По его мнению, подобные инициативы, такие как «Школа прикладного анализа данных», содействуют популяризации технологий тем самым содействуют прогрессу в различных областях образования и науки.

Школа прикладного анализа данных 2025