78% студентов, обучающихся рекламе и PR, готовы рассматривать профессию интернет-маркетолога
Поделитесь с друзьями

Таковы результаты совместного исследования Яндекс Рекламы и Президентской академии, проведённого в мае-июне 2025 года. В онлайн-опросе о своём отношении к профессии интернет-маркетолога приняли участие студенты 3–4 курсов, получающих первое высшее образование по направлению «Реклама и связи с общественностью».
Целью исследования была оценка отношения студентов старших курсов к профессии интернет-маркетолога, замер их ожиданий от выбора такой профессии (включая условия работы и зарплату), а также анализ имеющихся знаний. Дополнительно измерялись готовность получать образование в этой сфере и экспертиза академии в этой дисциплине.
Полученные результаты показали, что зарплатные ожидания молодого специалиста без опыта работы составляют в среднем 86 тысяч рублей в месяц, а имеющего опыт от полутора до трёх лет – 168 тысяч рублей в месяц. При этом большинство студентов (1) хотели бы изучать инструментарий продвижения в сети прямо в вузе, в ходе обучения по своей основной или дополнительной программе.
Подавляющее большинство опрошенных – 78% (2) – готовы работать по профессии интернет-маркетолога. При этом 88%1 из них считают эту сферу занятости перспективной и ожидают, что спрос на интернет-маркетологов вырастет в ближайшие 3 года.
Среди основных достоинств профессии студенты отметили возможность удалённой работы 78% (1), творчество – 69% (1) и разнообразие – 64% (1).
Гибкий график работы в целом привлекает ребят (в таком режиме хотели бы работать 85% (1) респондентов, при этом 47% (1) готовы на неполный рабочий день или частичную занятость). Наиболее желаемый для будущих специалистов формат работы – сочетание присутствия в офисе и удалённой работы – 88% (1). Три самых желаемых дополнительных опции: компенсация питания в офисе – 73% (1), добровольное медицинское страхование – 69% (1) и оплата обучения или переквалификации 61% (1).
Половина опрошенных студентов (1) ранее проходили обучение интернет-маркетингу, и большинство из них делали это в своем вузе в рамках основного курса – 80% (3), при этом обучались дополнительно на базе своего или другого учебного заведения 23% (3), а 17% (3) учились на платных курсах. Более половины ребят знакомы с маркетингом в сети на практике благодаря профильным стажировкам – 58% (1), а почти треть – 31% (1) имеют опыт работы интернет-маркетологом.
Практически все студенты – 92% (1) согласились с тем, что для успешной карьеры в сфере интернет-маркетинга в равной степени необходимы и хорошие технические навыки вместе со знанием рекламных инструментов, и умение находить нестандартные решения. Среди качеств, которыми должен обладать специалист, чаще всего отмечали умение работать в режиме многозадачности 71% (1), высокую скорость обучения и адаптации 68% (1), креативность и творческое мышление 68% (1), аналитические способности и критическое мышление – также 68% (1).
Ребята понимают важность использования различных инструментов и каналов продвижения – с этим согласны 92% (1) студентов. Среди ожидаемых требований к кандидатам самым важным оказалось знание принципов контент-маркетинга и особенностей работы в социальных сетях – 86% (1). При этом 73% (1) студентов отметили, что владеют ими уже сейчас.
Среди имеющихся у студентов навыков, по их самооценке, также лидируют: копирайтинг 61% (1), умение проводить конкурентный анализ 53% (1) и понимание принципов работы платных рекламных инструментов 53% (1). Чуть скромнее свои знания ребята оценивают в области управления проектами (считают, что умеют это делать только 32% опрошенных (1), в понимании принципов работы CRM-систем и платформ для e-mail-маркетинга 27% (1), а также в SEO-продвижении 31% (1).
Согласно результатам опроса, 73% (2) отметили, что считают такие навыки одним из наиболее ценных элементов подготовки по специальности «Реклама и связи с общественностью». Среди конкретных площадок, которые студенты изучают и высоко оценивают с точки зрения профессиональной значимости, лидируют Яндекс Директ 76% (1), «ВКонтакте Реклама» 66% (1) и Telegram Ads 61% (1).
С точки зрения студентов и выпускников этого года, навыки работы с контекстной рекламой повышают ценность специалиста и шансы на успешное трудоустройство – с этим утверждением полностью или частично согласны 92% (1) студентов. Такой же процент (1) опрошенных считает, что для привлечения клиентов недостаточно использовать один канал продвижения. Для привлечения клиентов важен комплексный подход к продвижению в интернет-маркетинге, который позволяет достичь максимального эффекта для роста бизнеса.
«Исследование показало наличие большого интереса студентов к профессии интернет-маркетолога, выраженных амбиций относительно зарплаты и условий работы, а также осознание важности постоянного профессионального развития и повышения квалификации», – пояснил Максим Поляков, руководитель образовательной программы магистратуры «Цифровые коммуникации и искусственный интеллект».
Сергей Дубровский, соруководитель программы бакалавриата ИОН «Цифровые коммуникации и искусственный интеллект», отметил, что студенты пока ещё недооценивают важность навыков использования инструментов ИИ – только 49% (1) опрошенных уверены, что к кандидату на позицию интернет-маркетолога предъявляется такое требование. «Хотя 39% (1) студентов и ответили, что обладают такими навыками, вряд ли их умения выходят за пределы использования чат-ботов и простых онлайн-инструментов для генерации текстового и визуального контента. Современная коммуникационная среда очень конкурентна, заполнена огромной массой сообщений, и чтобы пробиться к потребителю, всё более необходимы сверхусилия – и это возможно реализовать с помощью сложных цифровых и ИИ-инструментов, с которыми мы учим работать студентов нашей программы», – подчеркнул Дубровский.
«Автоматизация постепенно забирает рутину, а стратегических задач у маркетологов становится больше. Важный маркер успешного входа в профессию и дальнейшего движения — скорость освоения новых навыков и умение учиться «по запросу»: отсекать инфошум и брать только то, что приближает к цели. Поэтому в Яндекс Рекламе мы поддерживаем будущих специалистов: даём прикладную базу на реальных инструментах и возможность сертификации в Яндекс Директе как сильное преимущество на старте карьеры», – говорит Наталья Малышева, руководитель маркетинговых проектов «Яндекс Рекламы».
Примечания:
(1) – От базы студентов, рассматривающих трудоустройство в интернет-маркетинге (59 человек)
(2) – Студенты факультета рекламы (78 человек)
(3) – Студенты, которые проходили обучение интернет-маркетингу (30 человек)
