• Присоединяйтесь к нам!
  •  
  •  
  •  
  •  
  • .
  • +7(495)433-25-62, +7(495) 937 95 26 (LA)
  • Главная
  • Анонсы
  • Международная научная конференция «Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа»

Международная научная конференция «Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа»

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

Институт общественных наук

Школа актуальных гуманитарных исследований

Лаборатория теоретической фольклористики

Международная научная конференция

МЕХАНИЗМЫ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ: ОТ ФОЛЬКЛОРА ДО МЕДИА

 27–29 ноября 2014 года

 С семиотической точки зрения культурная память представляет собой передачу во времени значимых для социума сообщений («культурных текстов») и может быть понята как хранилище информации со «встроенными» механизмами трансляции.

В дописьменную эпоху (и в культурах, остающихся бесписьменными) единственный возможный способ хранения и передачи «культурной информации» – это фольклорная традиция. Собственно, эта традиция и есть способ существования культурной памяти. Семантические элементы (мотивы, семы) любых «текстов культуры» (вербальных, акциональных, предметных) сохраняются в течение длительного времени, как бы прорастая сквозь сменяющие друг друга языки и культуры. Технология устной трансляции определяется прямой передачей сообщения («из рук в руки»), от адресанта к адресату, без какого-либо технического посредника между ними. Важно, что в устной культуре передавать и хранить сообщение без его периодического воспроизведения нельзя, соответственно, тексты устной культуры во многом в самих себе хранят правила своего создания – запоминания и воспроизведения.  То же, с известными оговорками, касается и невербальных текстов устной культуры – ритуала, танца, правил этикета, приемов ремесла и т.д.

Возникновение и распространение письменности породило принципиально иные механизмы хранения и передачи «культурной информации»: появление технического посредника сделало возможным отправлять сообщения гораздо большему числу получателей, преодолевать пространственные и временные разрывы, уменьшило роль диалогичности и интерактивности коммуникации. При этом письменный текст (фиксирующий текст устный или вербализующий текст невербальный) нередко пытается заместить или даже подменить устную память. Письменный вариант той или иной «культурной информации» (включая знания о прошлом) предполагает иные способы взаимодействия с носителями традиции, нежели устный.

Мы живем в эпоху распространения коммуникации третьего типа – «экранной», которая хронологически наследует письменности, но типологически ближе устной традиции с ее контактностью и интерактивностью. Технический посредник, предоставляя всё новые возможности общения «лицом к лицу», «растворяется», становится незаметным. Широкая сеть получателей сообщения сливается в одно лицо обобщенного «другого», с которым и происходит диалог. Но это сходство парадоксальное, поскольку технологии передачи и хранения информации в «экранную эпоху» принципиально иные по сравнению с устностью.

Конференция нацелена на исследование механизмов культурной памяти в разные «информационно-коммуникативные эпохи», на анализ их особенностей, сходств и различий.

В ходе работы конференции будут рассмотрены, в частности, следующие проблемы:

  • Конструирование, хранение, трансляция информации как функции культурной памяти
  • Формы текстопорождения и модели текстуализации
  • Инвариант и авантекст как матрицы устной традиции
  • Мотивы, семы, мемы как «гены» культурной памяти
  • Мнемотехники и «мемотексты» как инструмент традиции
  • Аттракторы культурной памяти: как они образуются / создаются и функционируют?
  • Память и забывание как механизмы конструирования картины мира и коллективной идентичности; память как инструмент власти над прошлым
  • Историческая память в фольклоре
  • Этиологические мифы как «память» о временах творения
  • Эсхатология как «память о будущем»
  • Память и палеофольклор;
  • (Прото)памятники как аттракторы культурной памяти;
  • Модели понимания культурных тестов прошлого: перетолкование / переделка, экзегеза / комментирование
  • Постфольклор и память в локальном тексте
  • «Оперативная» и «долговременная» память в медиа-лоре
  • Культурная память и проблема энтропии

Эти проблемы важны для разных научных дисциплин – фольклористики, антропологии, истории, лингвистики, психологии. Задача конференции состоит в том, чтобы объединить различные подходы к исследованию механизмов и инструментов культурной памяти.

ПРОГРАММА

27 ноября, четверг

10:00 Открытие конференции. Вступительное слово

Сергей Юрьевич Неклюдов, зав. Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ

 

Утреннее заседание. Ведет Сергей Неклюдов

10:30–12:00

Оксана Головашина (Тамбов) Короткая память, или есть ли настоящее у истории?

Александра Архипова, Марина Байдуж, Дарья Радченко, Мария Волкова (Москва) «Если мы – пятая колонна…»: Культурная память в языке плаката

Sergey Toymentsev (Москва) Mnemonic Hybrids in a Hybrid Regime: Reckoning with the Soviet Past in Putin’s Russia

 

12:30–14:00

Наталья Брагина (Москва) Новый вид публичной памяти в современной России:
иронические памятники

Марина Байдуж (Москва) «Параллельная Тюмень»: визуальные проявления локального текста

Александр Жидченко (Омск) Трансформации культурно-исторической памяти в пространстве сибирского города (середина ХХ в. – современность)

 

Вечернее заседание. Ведет Александра Архипова

15:00–16:30

Наталья Комелина (Санкт-Петербург) «Как за частушку посадили…»: политический фольклор в северной деревне

Анна Кирзюк (Санкт-Петербург), Геннадий Валерьевич Кузовкин (Москва)  «…Говорят, что скоро все позапрещают…»: слухи послесталинской эпохи (1953–1987): идея справочника:
материалы к словнику

Никита Петров (Москва) Каменная Зоя: слух, легенда, история

 

17:00–18:00

Алексей Попов (Симферополь) Войны и Мы: горизонты культурной памяти в мемориальных текстах позднего советского периода

Анна Юдкина (Тула) Между свидетельством и архивом: механизмы перехода от коммуникативной к культурной памяти

 

18:00 Фуршет

 28 ноября, пятница

Утреннее заседание. Ведут Никита Петров, Мария Ахметова

10:00–12:00

Елена Захарченко (Москва) От «жизни по книге» – к жизни вне книги: литературные тексты и контексты их восприятия

Елена Васильева, Анна Козлова (Санкт-Петербург) «Тургеневские девушки»: социально-педагогические манипуляции locis communibus произведений И. С. Тургенева в советской и постсоветской культуре

Светлана Королёва (Пермь) Судьбы людские: большая, малая и личная история в «наивном» поэтическом сборнике Е.Е. Зверевой

Ирина Козлова (Санкт-Петербург) Память жанра новин и героический эпос про Путина

 

12:30–14:00

Дмитрий Антонов (Москва) Колдун, еретик, антихрист: миф о самозванце в книжности и фольклоре

Анатолий Корчинский (Москва) Конструирование памяти о героях в русских революционных сообществах второй половины XIX века: фольклорные и литературные элементы

Алексей Суслов (Казань) Кинематограф оттепели и образы социалистов: идейный заряд или проверка истории?

 

Вечернее заседание. Ведет Дмитрий Антонов

15:0016:30

Irena Šentevska (Belgrade) From Folk-lore to Video-lore: Serbia’s return to the “roots”

Наталья Казурова (Санкт-Петербург) Феномен войны в современном иранском и израильском кинематографе: национальная травма и коллективная память

Дарья Нефёдова (Самара) Мифоэпические элементы в индийском кинематографе как фактор ретрансляции компонентов национальной культурной памяти

 

17:0019:00

Мария Дудина (Москва) Механизмы манипуляции мнемическими процессами в системе массовых коммуникаций

Ирина Душакова (Кишинев) Память и забывание в репрезентации территорий в интернет-СМИ

Екатерина Болашенкова (Санкт-Петербург) Два представления об эпохе Саманидов в постсоветском Таджикистане

Дарья Буданова (Иваново) «Империя» Р. Капущинского: Формирование коллективной памяти в локальном тексте

 

29 ноября, суббота

Утреннее заседание. Ведет Дмитрий Николаев

10:00–12:00

Александр Пригарин (Одесса) «Народные предания» и «историография»: уровни исторического (со)знания липован

Данила Рыговский (Новосибирск) Трансляция культурной памяти о святых местах в традиции белокриницких старообрядцев Западной Сибири

Наталия Душакова (Кишинев) «Без Бога ни до порога»: культурная память в жилом пространстве старообрядцев

Ольга Христофорова (Москва) Как Дёма и Максим подругу не поделили: раздел 1866–1888 годов в устной истории старообрядцев Верхокамья

 

12:30–14:00

Екатерина Александрова (Москва) Копии Текстов пирамид: наблюдения над отличиями

Дмитрий Беляев (Москва) «Квазиистория» или «квазимифология» в текстах о древнейших временах у древних майя

Анна Ожиганова (Москва) Конструирование традиции в неоязыческой общине «Правоведи»

 

Вечернее заседание. Ведет Ольга Христофорова

15:0016:30

Дарья Радченко (Москва) «Я пережил конец света»: катастрофы в русскоязычном интернет-фольклоре

Алевтина Соловьева (Москва) Золотые монеты, поющие ламы и беспокойные места: историческая память монгольских демонологических сюжетов

Гарегин Вртанесян (Москва) Календарная лексика как исторический источник

 

17:0018:30

Дмитрий Доронин (Москва) Колыбель на горе, грядущий хан и шаманский бубен: мнемотехники и мнемотексты алтайских тюрков

Дарья Мищенко (Санкт-Петербург / Париж) Мифические застолья и бабушкины рецепты: пища в культурной памяти

Юлия Ковыршина (Петрозаводск) Поморское чаепитие: конструирование «другого» как элемент культурной памяти

 

18:30 Закрытие конференции. 

С тезисами докладов можно ознакомиться здесь

Оргкомитет

к.ист.н. Дмитрий Игоревич Антонов

к.филол.н. Александра Сергеевна Архипова

к.филол.н. Мария Вячеславовна Ахметова

Марина Иннокентьевна Байдуж

д.филол.н. Сергей Юрьевич Неклюдов

к.филол.н. Дмитрий Сергеевич Николаев

к.филол.н. Никита Викторович Петров

д.филол.н. Ольга Борисовна Христофорова

 

Заседания будут проходить по адресу:

Москва, пр-т Вернадского, д. 82 (ст. м. Юго-Западная), РАНХиГС, 2 корпус, ауд. 236

Moscow, Vernadsky avenue 82 (Metro station Yugo-Zapadnaya), RANEPA, Building 2, Room 236

 

Телефоны и адрес для справок:

+7 985 663 51 02 Марина Байдуж / Marina Bayduzh

+7 905 791 84 82 Ольга Христофорова / Olga Khristoforova

Е-mail: shagifolk@gmail.com

 

Регистрация для включения в списки на проход:

последняя дата  25 ноября до 18.00 Списки на проход будут находиться в бюро пропусков около 2 корпуса (по улице Коштоянца)


Следующий анонс