Софья Троценко: "Самые надежные инвестиции – инвестиции в собственное образование"
Поделитесь с друзьями
Софья Троценко – один из самых видных деятелей арт-индустрии, основатель центра современного искусства "Винзавод", руководитель программы магистратуры "Управление в арт-бизнесе" в Школе дизайна ИОН РАНХиГС. Мы поговорили с Софьей о ситуации в арт-индустрии, перспективах развития и о том, какие специалисты нужны будут в будущем.
- Софья Сергеевна, сейчас экономика переживает непростые имена. Как сейчас себя чувствует арт-индустрия? Что вы думаете по поводу перспектив на ближайшее будущее?
- Про будущее сложно говорить, никто не знает, что будет завтра. Сейчас сложно всем культурным институциям, особенно частным, и особенно небольшим проектам и галереям, которые и в хорошие времена держались в большей степени на энтузиазме. Всем пришлось срочно выйти в онлайн – и это было как выход в открытый космос. Тем, кто с технологиями был на "вы", оказалось сложнее всего, но ясно одно – мир арт-индустрии никогда уже не будет прежним.
Давайте взглянем на 10-15 лет назад. В то время жизнь в культурных институциях и музеях не отличалась разнообразием. Но менялся мир вокруг и ставил новые вызовы: с аудиторией необходимо было говорить на новом языке. Постепенно музеи полностью перестроились и стали одним из самых модных мест, где может происходить много всего интересного – от перформансов до образовательных дискуссий.
Уверена, эпидемия и переход в диджитал тоже трансформирует отрасль. Вполне возможно, какие-то выставки, экскурсии, паблик-токи будут создаваться специально для онлайн – и это несомненно наложит отпечаток, ведь в диджитал действуют совсем другие законы восприятия. При этом, конечно, мероприятия в оффлайне также никуда не исчезнут.
- Что ждет специалистов арт-индустрии? Придется ли овладевать новыми знаниями, например, связанными с диджитал-технологиями?
Скорее всего, работодатели будут более требовательными, и будут выше цениться те профессионалы, которые смогут быстро сориентироваться в условиях нового времени. Точно также, как это было лет десять тому назад: отдавали предпочтение сильным, креативным, амбициозным, готовым отвечать на новые вызовы времени и обладающие необходимыми компетенциями. При этом совсем необязательно нужно прокачивать свои навыки в диджитал. Всегда, независимо от времени, нужно делать именно то, что у тебя лучше всего, получается, развивать свои сильные качества. Мода переменчива, а хороших специалистов всегда не хватает.
- Вы являетесь руководителем программы магистратуры "Управление в арт-бизнесе" в Школе дизайна ИОН РАНХиГС. Расскажите, кому стоит выбирать это направление? Каких студентов вы ждете на программу?
- Мы ждем всех, кто осознанно решил для себя, что планирует связать свою профессиональную жизнь с работой в сфере культуры. Тех, кто хочет создать собственный проект, изменить к лучшему уже существующие, выйти на новый уровень в своей карьере, получить востребованную профессию в арт-бизнесе. Если говорить про формальности, то необходимо иметь диплом об окончании бакалавриата или специалитета.
- Имеет ли значение профиль, по которому человек учился на бакалавриате?
Нет. У нас учатся экономисты, историки, философы, специалисты по гостиничному бизнесу и многие другие. Повторюсь – нам важно, чтобы абитуриент осознанно принял для себя решение прийти именно в арт-бизнес.
- А как вы определите готовность абитуриента?
- Для этого существуют вступительные испытания (улыбается).
- Хорошо, допустим, абитуриент прошел вступительные испытания. Впереди два года обучения. Какие дисциплины его ждут и в чем преимущества программы "Управление в арт-бизнесе"?
- Самое главное преимущество – это то, что программа создана практикующими экспертами. Мы знаем, какие потребности есть у рынка, и каких компетенций не хватает у приходящих на работу менеджеров. Исходя из этого и формировался блок дисциплин. У нас есть дисциплины по искусству, где читают такие звезды как Ирина Кулик, Армен Апресян, Анастасия Шавлохова и многие другие, блок по менеджменту, где, например, преподает Олег Иванов, один из крупнейших аналитиков в области культуры и креативных экономик, и также у нас огромное внимание отведено практике. Студенты часто выезжают, лично знакомятся с художниками, галеристами, представителями арт-бизнеса.
- В чем заключается практика?
Сначала это работа в культурных институциях. Среди наших партнеров: "Винзавод", ММОМА, Третьяковская галерея, Музей Москвы, Пушкинский музей, Музей русского импрессионизма, Triumph Gallery.
Но самое главное - это выпускной проект, где мы практически выступаем как акселератор. Составляем финансовый план, стратегический менеджмент, прописываем идею и т.д.
- Где потом могут работать выпускники?
- Здесь очень широкий спектр. Руководители, с хорошими управленческими навыками и стратегическим подходом, нужны везде. Мы также даем все необходимые компетенции, для того, чтобы начать собственный проект. Арт-индустрия в России только развивается, здесь большой простор для творчества!
- И последний вопрос, немного провокационный. Можно ли начать работать в искусстве без образования?
- Отвечу честно: да, конечно, это возможно. Но я бы хотела подчеркнуть следующее. Во-первых, профильное образование дает серьезный фундамент и широкий кругозор. Во-вторых, это возможность погрузиться в профессиональную среду и познакомиться с теми, с кем вам дальнейшем предстоит работать. Это и ваши педагоги, и ваши однокурсники. И, наконец, последнее – самые надежные инвестиции, это те, которые вы сделали в собственное образование. Всех интересующихся ждем 21 мая на Дне открытых дверей, который пройдет в онлайн-формате.