• Главная
  • Новости
  • Софья Троценко: "Самые надежные инвестиции – инвестиции в собственное образование"

Софья Троценко: "Самые надежные инвестиции – инвестиции в собственное образование"

  • 30.04.2020
Поделитесь с друзьями

Софья Троценко – один из самых видных деятелей арт-индустрии, основатель центра современного искусства "Винзавод", руководитель программы магистратуры "Управление в арт-бизнесе" в  Школе дизайна ИОН РАНХиГС. Мы поговорили с Софьей о ситуации в арт-индустрии, перспективах развития  и о том, какие специалисты нужны будут  в будущем.

- Софья Сергеевна, сейчас экономика переживает непростые имена.  Как сейчас себя чувствует арт-индустрия?  Что вы думаете по поводу перспектив на ближайшее будущее?   

-  Про будущее сложно говорить, никто не знает, что будет завтра.  Сейчас сложно всем культурным институциям, особенно частным, и особенно небольшим проектам и галереям, которые и в хорошие времена держались  в большей степени на энтузиазме.  Всем  пришлось срочно выйти в онлайн – и это было как выход в открытый космос. Тем, кто с технологиями был на "вы", оказалось сложнее всего, но ясно одно  – мир арт-индустрии никогда уже не будет прежним.  

Давайте взглянем на 10-15 лет назад. В то время жизнь в культурных институциях и музеях не отличалась разнообразием. Но менялся мир  вокруг  и ставил новые вызовы: с аудиторией необходимо было говорить на новом языке. Постепенно музеи полностью перестроились и стали одним из самых модных мест, где может происходить много всего интересного – от перформансов до образовательных дискуссий. 
Уверена, эпидемия и переход в диджитал тоже трансформирует отрасль.  Вполне возможно, какие-то выставки, экскурсии, паблик-токи будут создаваться специально для онлайн – и это несомненно наложит отпечаток, ведь в диджитал действуют совсем другие законы восприятия.  При этом, конечно, мероприятия в оффлайне  также никуда не исчезнут.

- Что  ждет специалистов арт-индустрии? Придется ли овладевать новыми знаниями, например, связанными с диджитал-технологиями?

Скорее всего, работодатели будут более требовательными, и будут выше цениться те профессионалы, которые смогут быстро сориентироваться в условиях нового времени. Точно также, как это было лет десять тому назад: отдавали предпочтение сильным, креативным, амбициозным, готовым отвечать на новые вызовы времени и обладающие  необходимыми компетенциями.  При этом совсем необязательно нужно прокачивать свои навыки в диджитал. Всегда, независимо от времени, нужно делать именно то, что у тебя лучше всего, получается,  развивать свои сильные качества. Мода переменчива, а хороших специалистов всегда не хватает.  

- Вы являетесь руководителем программы  магистратуры "Управление в арт-бизнесе" в Школе дизайна ИОН РАНХиГС.  Расскажите, кому стоит выбирать это направление? Каких студентов вы ждете на программу?  

- Мы ждем всех, кто осознанно решил для себя, что планирует связать свою профессиональную жизнь с работой в сфере культуры.  Тех, кто хочет создать собственный проект,  изменить к лучшему уже существующие,  выйти на новый уровень в своей карьере,  получить востребованную профессию в арт-бизнесе.    Если говорить про формальности, то необходимо иметь диплом об окончании бакалавриата или специалитета.

- Имеет ли значение профиль, по которому  человек учился на бакалавриате?

Нет. У нас учатся  экономисты,   историки, философы, специалисты по гостиничному бизнесу и многие другие. Повторюсь – нам важно, чтобы абитуриент осознанно принял для себя решение прийти именно в арт-бизнес.

-  А как вы  определите  готовность абитуриента?

- Для этого существуют вступительные испытания (улыбается).

- Хорошо, допустим,  абитуриент прошел вступительные  испытания.  Впереди два года обучения. Какие дисциплины его ждут и в чем преимущества  программы "Управление в арт-бизнесе"?

-  Самое главное преимущество – это то, что программа создана практикующими экспертами.  Мы знаем, какие потребности есть у рынка, и каких компетенций не хватает у приходящих на работу менеджеров.  Исходя из этого и формировался блок дисциплин. У нас есть дисциплины по искусству, где читают такие звезды как Ирина Кулик, Армен Апресян, Анастасия Шавлохова и многие другие, блок по менеджменту, где, например, преподает Олег Иванов,  один из крупнейших аналитиков  в области культуры и креативных экономик, и также у нас огромное внимание отведено практике. Студенты часто выезжают, лично знакомятся с художниками, галеристами, представителями арт-бизнеса.

- В чем заключается практика?

Сначала это работа в культурных институциях. Среди наших партнеров: "Винзавод",  ММОМА, Третьяковская галерея,  Музей Москвы, Пушкинский музей, Музей русского импрессионизма, Triumph Gallery.
Но самое главное  - это выпускной проект, где мы практически выступаем как акселератор.  Составляем финансовый план, стратегический менеджмент, прописываем идею и т.д. 

- Где потом могут работать выпускники?

- Здесь очень широкий спектр. Руководители, с хорошими управленческими навыками и стратегическим подходом, нужны везде.  Мы также даем все необходимые компетенции, для того, чтобы начать собственный проект.  Арт-индустрия в России только развивается, здесь большой простор для творчества!

- И последний вопрос, немного провокационный.  Можно ли начать работать в искусстве без образования? 

- Отвечу честно: да, конечно, это возможно. Но я бы хотела подчеркнуть следующее. Во-первых, профильное образование дает  серьезный фундамент и  широкий кругозор. Во-вторых, это возможность погрузиться в профессиональную среду и познакомиться с теми, с кем вам дальнейшем предстоит работать. Это и ваши педагоги, и ваши однокурсники.  И, наконец,  последнее – самые надежные инвестиции, это те, которые вы сделали в собственное образование.  Всех интересующихся ждем 21 мая на Дне открытых дверей, который пройдет в онлайн-формате.