• Главная
  • Новости
  • Школа антропологии будущего ИОН РАНХиГС провела конференцию "Стратегирование "понятного завтра": проекции осмысленного будущего"

Школа антропологии будущего ИОН РАНХиГС провела конференцию "Стратегирование "понятного завтра": проекции осмысленного будущего"

  • 16.12.2019
Поделитесь с друзьями

13 декабря в РАНХиГС прошла конференция «Стратегирование «понятного завтра»: проекции осмысленного будущего», организованная Школой антропологии будущего. 

Для участия в конференции зарегистрировались более 190 участников из разных городов России – от Якутска до Пскова.
В рамках заявленной темы - «Стратегирование «понятного завтра»: проекции осмысленного будущего» - на конференции обсуждались различные механизмы предвосхищения в эволюции живых систем: от механизмов предсказывающего кодирования на уровне психологии восприятия до механизмов предсказывающего кодирования в форме социальных утопий и антиутопий. Особо акцентировалась идея о том, что прогнозирование будущего представляет собой трансформацию настоящего.

Конференция открылась пленарным заседанием с участием Александра Асмолова, Александра Адамского, Дмитрия Леонтьева и Екатерины Шульман. Модераторами выступили заместители директора Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС Евгений Ивахненко и Павел Рабинович.

В своем вступительном слове директор Школы антропологии будущего профессор, академик РАО Александр Асмолов, сказал: «Мы собрались ради того, чтобы заняться порождением различных гештальтов будущего. Гештальт – это не только целое, которое нельзя расчленить на части, гештальт – это целое, в котором его отдельные элементы приобретают новое свойство. Вслед за Жаном Пиаже мы расцениваем трансдисциплинарное знание именно как гештальт, а не только междисциплинарное знание. И именно трансдициплинарное знание дает разные варианты, разные картины эволюции мира. Я приглашаю вас к самому трудному искусству – искусству совместного думания и со-мнения о будущем. Весь стиль наших коммуникаций отмечен этим знаком – совместное сомнение. Этим обусловлен и выбор названия: «стратегия» всегда дает жесткий прогноз на будущее, «стратегирование» же создает образ делания. Стратегирование будущего – процесс рождения новых смыслов». 

Эксперт Школы антропологии будущего ИОН РАНХиГС, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский отметил, что разговор о будущем невозможен без мыслей о развитии образования, которое сегодня «связано с изменением мира, где стало меньше времени». Переосмысление институтов образования и управления через призму «облачного управления» и «сети сетей» - это прощание с индустриальным типом образовательной политики: «Если сегодня мы не будем заглядывать в завтрашний день, то мы совершим своего рода самоубийство».

Заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор факультета психологии Московского государственного университета Дмитрий Леонтьев  на пленарном заседании наметил еще одну большую тему для размышлений: счастье за пределами благополучия.

Видение «неясно различимого» завтрашнего дня через оптику социальных наук представила политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман, подчеркнув, что важно помнить о трех типах будущего – прогнозируемом, проектируемом и желаемом. Однако, «какое у нас завтра – область густого социологического тумана», а социологи сегодня могут лишь говорить о соотношение технооптимизма и технопессимизма в обществе, а также наблюдать за динамикой ожиданий от будущего. «Все эти данные не выстраиваются в единую цельную картину, но это лишь потому, что мы имеем дело со сложным организмом», - подчеркнула Екатерина Шульман. 

Какими путями различные науки и искусства изучают феномен «заглядывания в будущее»?  Как наш разум отвечает на вызовы сложности, неопределенности и разнообразия?  Какие культурные инструменты позволят заглянуть в «страну понятного завтра»? Как память о прошлом помогает прогнозировать будущее? Каким видится образование завтрашнего дня? Каким образом прогнозирование будущего трансформирует наше настоящее? Как перебросить мост между поколениями «цифровых мигрантов» и «цифровых аборигенов»? Какие «прерванные полеты» в интеллектуальной и культурной эволюции человечества могут вернуться в наше сегодня и завтра? Какими возможностями перерождения обладает личность в ситуациях психологической утраты «Я»? Таков далеко не полный спектр вопросов, которые, основываясь на фундаментальных трансдисциплинарных исследованиях на границах социологии, культурологии, политологии, нейрокогнитивной науки и культурно-исторической психологии обсуждали с гостями форума ведущие мастерских. Темами мастерских стали: «Эволюционная футурология: методология сканирования горизонтов и практики конструирования будущего» (Т.Нестик),  «Иные логики: как наш разум отвечает на вызовы сложности и неопределенности» (А.Поддьяков), «Как перебросить мост между поколениями: парадоксы цифровой социализации», (Ю.Троицкий), «"Вперед, в прошлое!" или уроки академии будущего? О судьбе Государственной Академии художественных наук (ГАХН)» (Т.Марцинковская, Н.Полева, М.Гусельцева), «Феномен предвосхищения в оптиках когнитивной науки» (М.Фаликман), «Выразительный человек: культурные практики преодоления шаблонов и порождения смыслов» (А.Айламазьян), «Психология утраты “Я”: возможности и пределы перерождения» (Е.Соколова, Д.Хорошилов), «Здание будущего из кирпичей прошлого: проспективная автобиографическая память» (В.Нуркова)

В завершении дня в своем выступлении профессор Нуркова поставила вопрос, который удивил многих участников конференции: «Важно не только понять, как из «кирпичей прошлого» формируется будущее; важно ответить не столько на вопрос, «когда начинается будущее», но и вопрос «когда оно заканчивается»». 

Школа антропологии будущего ИОН РАНХиГС – созданный в  2019 году центр интеграции наук о человеке, конструирующих образы будущего в эволюционирующих системах. В центре внимания – человек в бесконечно меняющемся непредсказуемом мире, неопределенность которого возрастает. Исследование завтрашнего социума как принципиально новой среды существования общественных институтов и экономических субъектов – главная тема интересов Школы.