• Главная
  • Новости
  • Модель «Сэндвич», искусственный интеллект и сверхчеловеческие технологии: как устроен процесс познания?

Модель «Сэндвич», искусственный интеллект и сверхчеловеческие технологии: как устроен процесс познания?

  • 22.11.2021
Поделитесь с друзьями

Мы продолжаем рассматривать важные и актуальные феномены через призму различных гуманитарных наук. Предыдущим таким феноменом стал город. Для того, чтобы понять и прочувствовать город, нам нередко приходилось обращаться к собственным ощущениям, восприятиям того, что есть город для каждого из нас. Так, мы пришли к тому, что все наши ощущения – процессы, происходящие в нашем сознании, мышлении, мозге. О том, как устроен мыслительный процесс, как мы получаем информацию о мире, и как информация трансформируется в нашем сознании в знание — рассказывают эксперты факультета психологии ИОН Никита Логинов и Владлен Ардисламов

2.pngНикита Логинов, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС, доцент кафедры общей психологии Факультета психологии ИОН РАНХиГС 

3.png
Владлен Ардисламов
, младший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХиГС, преподаватель кафедры общей психологии Факультета психологии ИОН РАНХиГС 

О когнитивных науках 


— Прежде, чем непосредственно перейти к вопросам о мозге, для начала немного поговорим о когнитивных науках. Как именно они возникли? 

Никита Логинов: Неформальным днём рождения когнитивной науки принято считать 11 сентября 1956 года, второй день симпозиума по проблемам переработки информации в MIT. На симпозиуме встретились представители различных дисциплин от лингвистики до психологии и компьютерных наук и обнаружили, что они изучают примерно одно и то же только с разных позиций. 

— А как психология стала частью когнитивных наук? 

Владлен Ардисламов: Когнитивные науки изучают с разных сторон процессы переработки информации. Человеческая психика выполняет такую переработку иногда фантастически успешно, а иногда – поразительно скудно. Идея научить компьютер думать интриговала людей еще до создания когнитивных наук. Однако, чтобы научить компьютер думать, нужно для начала понять, как это делает человек. 

О познавательных процессах 


— Мы выяснили, что центральным предметом изучения когнитивной психологии – познавательные процессы. Остановимся на них немного подробнее. Как мы получаем информацию о мире, и как эта информация трансформируется в нашем сознании в знание? 

Никита Логинов: Классические модели, описывающие познавательные процессы человека, опирались на компьютерную метафору (аналогию вычислительных процессов в компьютере и познавательных процессов человека). Исходя из этого, предполагалось, что когнитивная система человека состоит из трёх частей: системы ввода информации (систем восприятия), системы вывода (моторной системы), а также центрального блока по переработке информации. Подобные модели впоследствии иронично стали называть моделями «сэндвича», поскольку они предполагали, что собственно когнитивные процессы «зажаты» с двух стороны процессами восприятия и процессами, ответственными за планирование, организацию и контроль движения. 

Владлен Ардисламов: Вопреки популярному и естественному представлению, что мы воспринимаем мир «как он есть», процесс познания устроен иначе. Мы постоянно генерируем предположения и убеждения о мире, иногда меняем их под действием новых свидетельств, иногда сопротивляемся. На самом деле существует множество очень устойчивых и определенных механизмов, которые обеспечивают процессы познания и взаимодействия со средой.

— Как после получения знаний происходит мыслительный процесс: когда перед нами возникала какая-то задача, которую необходимо решить? 

Никита Логинов: Мышление – один из самых сложных познавательных процессов, который, как и большинство других таких процессов скрыт от внешних наблюдателей. Для того, чтобы мышление стало «видимым» в психологических исследованиях, используются мыслительные задачи - специальные проблемные ситуации, скрывающие в себе особые «ловушки», в которое мышление может попасть и проявить себя в виде закономерных ошибок или сопутствующих форм активности (движений глаз, рассуждения вслух, оценок уверенности и т.д.).

— А как в нужный момент мы достаем необходимую информацию из нашего «хранилища»? 

Никита Логинов: Одним из центральных понятий в когнитивной психологии является понятие репрезентации. Оно опирается на идею о том, что каждое событие, каждый объект и человек, которого мы видим, представлен нам дважды: в физической реальности и в психической реальности. Представление чего-то в психической реальности и называют ментальной репрезентацией. Начиная с классических исследований Дж. Брунера предполагается, что наши репрезентации существуют в трёх формах: действие, образ и знак. Каждая из этих репрезентаций или видов знания отличается как по функциональным, так и по онтогенетических характеристикам. 

—  Если говорить о том, на сколько процентов человек использует возможности своего мозга, то какая это будет цифра: например, сюжет фильма Люка Бессона «Люси» основывается на мифе о том, что люди используют 10% возможностей мозга. Если человек эволюционирует и сможет использовать больше 10% своего мозга, то научится телепатии, телекинезу и другим сверхчеловеческим вещам. На сколько этот миф правдив? И сможет ли человек на самом деле эволюционировать до такой степени, чтобы обрести суперспособности?

Никита Логинов: Представление об использовании 10% мозга – устойчивое заблуждение. У здорового человека мозг функционирует полностью и остаётся активным даже во время сна. Что касается сверхчеловеческих способностей – для этого есть сверхчеловеческие технологии уже сейчас. Различные пациенты с параличом уже сейчас в ходе длительного научения получают возможности передвигать объекты «силой мысли» (но только с помощью роботизированной руки, управление которой привязано к вживлённым электродам, чувствительным к электрической активности некоторых частей коры головного мозга).

Владлен Ардисламов: Идея о том, что люди используют свой мозг на 10% — это миф. Но можно задать другой вопрос – насколько человек познал психику? Насколько познал физиологические и функциональные закономерности мозга? Уверен, что это значительно меньше 10%. Мне кажется, нас ждет множество открытий и прорывов, связанных с познанием человеческой психики. Хочется верить, что они многократно улучшат нашу жизнь, как ее улучшил технологический прогресс. Мне кажется, что такой же прогресс в психологии еще впереди.

Об искусственном интеллекте 


— В этом году открывается новая программа магистратура «Когнитивная психология: от классических теорий до современных VR – исследований», где студенты смогут получить навыки в области анализа данных, юзабилити и машинного обучения. А как именно когнитивная психология связана с искусственным интеллектом?

Никита Логинов: В начале становления когнитивных наук исследования искусственного интеллекта вдохновлялись идеями и наработками из области когнитивной психологии. Предполагалось, что полноценный искусственный интеллект можно создать тогда, когда мы понимаем, как устроен естественный биологический интеллект. Однако этот период давно прошёл и исследования в области искусственного интеллекта давно отошли от прямых аналогий с психическими процессами реальных людей. Таким образом, автоматические переводчики с одного языка на другой работают не так, как профессиональный переводчик, а искусственный интеллект, который обыгрывает в шахматы гроссмейстеров, играет в шахматы не по-человечески. 

— Какими характеристиками должен обладать искусственный интеллект, чтобы соответствовать человеческому мозгу? Можно ли, к примеру, голосовых помощников считать искусственным интеллектом?  

Никита Логинов: Сейчас практически не стоит задача уподобления искусственного интеллекта человеку или наоборот. В некоторых ситуациях можно вдохновляться результатами исследования соседних областей, но подобные случаи – лишь единичны по своей природе. Многие голосовые помощники опираются на искусственные нейросети в своей работе, которые напрямую относятся к области искусственного интеллекта. 

О лаборатории когнитивных исследований 


— На факультете психологии ИОН есть своя лаборатория когнитивных исследований, где студенты бакалавриата, начиная со второго курса, могут принимать участие в экспериментах. А какие исследования человеческого мозга они могут там проводить? 

Никита Логинов: Основной формат работы лаборатории – эмпирические и экспериментальные исследования механизмов человеческого познания.
Среди наших научных интересов: процессы мышления в ходе решения задач и проблем (от простеньких головоломок до слабоструктурированных управленческих проблем). Взаимодействие нескольких языков между собой в мышлении человека, влияние сенсомоторной активности организма на функционирование различных когнитивных процессов («Воплощённое познание»), когнитивные механизмы экспертности (высокого уровня достижений в решении каких-либо задач – интеллектуальных, управленческих, коммуникативных, обучающих, языковых, профессиональных и пр.), влияние названий объектов на зрительный поиск, когнитивные искажений в области принятия решений, а также многообразие наивных ментальных моделей явлений окружающего мира у непрофессионалов. 

— Какие методы лежат в основе исследований? 

Никита Логинов: Наша лаборатория специализируется в основном на поведенческих экспериментах. Тем не менее, также используются аппаратурные методы – ЭЭГ, ай-трекинг и системы трекинга движений тела. 

— Каких результатов удалось добиться за время работы лаборатории?

Никита Логинов: Наша лаборатория за последние годы довольно сильно продвинулась в изучении механизмов, лежащих в основе феномена инсайта (озарения). В частности, было обнаружено, что в зависимости от того, каким образом планируется то или движение в ходе решения мыслительной задачи (сначала план, а потом выполнение vs планирование параллельно выполнению) будет меняться успешность решения.