Школа Антропологии Будущего
+7(985) 784-07-10

О ШКОЛЕ
Школа Антропологии Будущего – центр интеграции наук о человеке, конструирующих образы будущего в эволюционирующих системах.

Сайт Школы

Концептуальное видение:
•   проектирование смыслов и разработка «технологий под смыслы»
•   исследование и проектирование эмерджентных практик, механизмов генерации непредсказуемости в культуре
•   подготовка переговорщиков, фасилитаторов и медиаторов для стратегического диалога и согласования образов будущего
•   актуализация потенциала человека
в ситуации принятия решений
•   управление социо-культурными рисками
•   исследование родословной социальности,
•   трансформация границ социальности, приватности и публичности в социальном мире
•   «гуманитарный форсайт»: методология сканирования горизонтов как инструмент конструирования образов будущего
•   проектирование Школы возможностей развития личностного потенциала цифрового поколения

В фокусе внимания:
•   исследования различных форм предвосхищения, существующих на разных уровнях эволюционирующих систем от форм предвосхищения (экстраполяция) у различных биологических видов до форм предвосхищения в пространстве социогенеза и персоногенеза;
•   переход от программ диктатуры прошлого (человеческий капитал) на программы конструирования образов будущего (человеческий потенциал), а также на работу с трансформацией временной перспективы (долгосрочно ориентированные программы);
•   объяснение скачков в развитии, раскрытие роли инноваций и инсайтов в эволюции разнообразия жизни.

Особое внимание – феноменам, которые не укладываются в рациональные схемы понимания поведения и находятся за рамками гомеостаза: механизмам преадаптации. Преадаптация как «опережение изменений» парадоксальна: в настоящем и прошлом всегда существует латентные, скрытые эмбрионы будущего, которые принципиально избыточны по отношению к актуальной ситуации. Преадаптации проявляются в таких явлениях, как «Горе от ума», поведение трикстеров и шутов, в логике неудач, приоткрывающих эволюционной смысл инсайтов эволюции, открывающих окна возможностей. Анализ феноменов преадаптации на разных этапах эволюции позволяет осуществлять «выбивание из седла», преодоление разных стереотипов, затрудняющих видение разнообразия, иных логик развития культуры. Анализ этого пласта феноменов позволяет преодолеть существующие в разных формах и в разных науках «эффекты колеи», проявляющиеся в ригидных (фиксированных) установках при решении различных классов задач и существующие в виде таких ловушек разума, как стереотипы, парадигмы, шаблоны поведения.

Ключевые направления деятельности

  1. 1

    Эволюционная футурология

    культурно-антропологические и эволюционно-психологические исследования будущего:
    - системная интеграция и поддержка коммуникации различных направлений исследований человека, прежде всего в области социальных, когнитивных и гуманитарных наук;
    - изучение историко-эволюционных предпосылок преадаптации в культуре и создания потенциала предиктивности в сообществах

  2. 2

    Ключевые направления деятельности

    образовательные практики на принципах человекосообразности и поддержки разнообразия:
    - наращивание человеческого потенциала на базе гуманитарно-социологических исследований в контексте образования;
    - создание и использование социальных, культурных и гуманитарных практик, их воплощение в сфере образования
  3. 3

    Образовательные программы «Культура диалога»

    магистерские, модульные, профессионального развития: исследования и образовательные программы в области переговоров, разрешения конфликтов и группового принятия решений
  1. 4

    Смысловой консалтинг

    корпоративные, муниципальные, региональные и федеральные консалтинговые проекты:
    - разработка идеологии реализации человеческого потенциала для организаций, регионов и сообществ
    - постоянная образовательная площадка  «Школа возможностей»
  2. 5

    Научно-просветительский семинар и образовательные события

    сеть экспертов, клубное пространство для регулярных мастер-классов и мозговых штурмов: «think tank» и «trend watcher», реагирующего на актуальные проблемы общества, отслеживание трендов, проведение форсайтов
  3. 6

    Издательская программа «Код непредсказуемости»

    серия книг, собственный журнал, аналитические материалы:
    - взаимодействие с экспертами
    - фокусировка внимания интеллектуальных и властных элит на глобальные тренды и большие вызовы

Исследования

Направления деятельности: 

  • разработка историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем как методологической рамки для понимания кооперации, взаимопомощи, совместного творчества, а также различных форм альтруистического поведения и филантропических действий;

  • разработка междисциплинарного подхода (социальная психология, психология личности, киберпсихология, возрастная психология, психология развития, культурная антропология и культурология) в области новой феноменологии социализации личности в цифровом мире;

  • образовательные программы подготовки специалистов в области ведения переговоров, создания и валидизации технологий конструирования и фасилитации переговорного процесса, владеющих системой методологических, теоретических и прикладных знаний, отражающих процессы непрерывных изменений в условиях технологического развития, конвергенцию традиционных и цифровых миров …



Уникальность: 

  • переговоры как широкое междисциплинарное  поле (“negotiation science”), ставка на интеграцию сообществ экономистов, юристов, психологов, социологов, специалистов в области международных отношений, культурных антропологов, специалистов в области медиакоммуникации, когнитивистов, нейробиологов и др. для формирования культуры сотрудничества и совместного принятия стратегических решений

  • образование через исследования, проектирование и реализацию проектов по актуальным прикладным и фундаментальным проблемам

  • консорциум университетов, бизнес-школ, профессиональных сообществ и крупных компаний; 

  • команда профессионалов, объединенных ценностями, миссией и методологией, специализирующихся на проведении стратегических сессий, разрешении конфликтов, командообразовании и налаживании стратегического диалога по вопросам совместного будущего

  • тесное партнерство с правительственными структурами, международными ассоциациями и крупными компаниями, заинтересованными в экспертизе, программы развития лидеров, фасилитации закрытых и публичных мероприятий по согласованию альтернативных образов будущего

Научно-просветительские семинары и образовательные события

Тематика: 

  • Социальная сингулярность: каким будет общество после технологического скачка?

  • Технологии конструирования будущего в России

  • Влияние новых технологий на психологию человека

  • Коллективная память в эпоху социальных сетей

  • Российское образование в условиях цифровой революции: от компетенций к потенциалу непредсказуемости

  • Цифровая социализация сквозь призму межпоколенческого диалога: от ценностей безопасности к ценностям развития…

Технологии образовательных событий: 


  • сочетание традиционных круглых столов и экспертных панелей с новыми форматами проведения конференций – дебатами, «аквариумами», различными технологиями мозговых штурмов («Мировое кафе», «Групповое исследование», «Ретроспектива» и т.п.)

  • Использование нарративных и игровых технологий конструирования будущего, ориентированных на сопоставление разных мировоззрений и создание образов будущей повседневности («Многоуровневый каузальный анализ» С. Инаятуллы, «Вещь из будущего» Дж.Дейтора и т.п.)

Смысловой консалтинг

Направления деятельности: 

  • педагогическое проектирование школ, мотивирующих интерактивных сред

  • стратегические сессии по развитию образовательных организаций

  • мониторинг и тиражирование передовых образовательных практик 

  • поддержка социально значимых и образовательных проектов (с участием финалистов «Лидеры России»)

  • экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий НП «Образование» и Программ развития образования

  • профессиональное развитие педагогов и директоров образовательных организаций как лидеров изменений по программам проектной и цифровой трансформации

  • форумы «Школа Возможностей» как площадка поиска смыслов, ценностей и практик развития

  • фестивали проектов школьников и студентов «КосмОдис» в субъектах России для развития проектных компетенций, внедрения проектного обучения и реализации проектов на основе международных и отечественных стандартов



Прорывные проекты и исследования:

  • исследование организационных практик, поддерживающих ориентацию на будущее и научение в российских компаниях и региональных правительствах

  • разработка фасилитационных технологий, повышающих групповую осознанность, рефлексивность и долгосрочную ориентацию при разработке стратегических решений



Уникальность: 

  • фасилитация стратегического диалога, ориентированного на поиск смыслов и построение сбалансированной временной перспективы (реконструирование коллективной памяти через групповую рефлексию, формирование организационной осознанности и социального оптимизма)

  • Aлександр Асмолов
    Директор Школы антропологии будущего академик РАО, заслуженный профессор МГУ д.псх.н., проф.

    узнать больше

  • Аида Айламазьян
    С.н.с. кафедры психологии личности факультета психологии МГУ, к.псх.н.

    узнать больше

  • Александр Адамский
    Научный руководитель АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика«, к.пед.н.

    узнать больше

  • Александр Поддьяков
    в.н.с. международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ

    узнать больше

  • Андрей Русаков
    директор издательства "Образовательные проекты"

    узнать больше

  • Вадим Петровский
    ректор Института консультативной психологии, НИУ ВШЭ, д. псх.н., профессор, член-кор. РАО

    узнать больше

  • Варвара Дьяконова
    в.н.с. лаборатории нейробиологии развития института биологии развития РАН, д.б.н.

    узнать больше

  • Вероника Нуркова
    профессор МГУ, д.псх.н., профессор

    узнать больше

  • Галина Солдатова
    Зам. заведующего кафедрой психологии личности МГУ, д.псх.н., проф., член-кор. РАО

    узнать больше

  • Григорий Асмолов
    научный сотрудник Института России Королевского колледжа Лондона, PhD

    узнать больше

  • Дмитрий Леонтьев
    зав. международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, д.псх.н., проф

    узнать больше

  • Дмитрий Ушаков
    Директор института психологии РАН , д.псх.н., проф., член-кор. РАН

    узнать больше

  • Евгений Ивахненко
    Профессор факультета философии МГУ, д.фсф.н., проф.

    узнать больше

  • Евгения Шехтер
    с.н.с. кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ, к.псх.н.

    узнать больше

  • Леонид Кроль
    Директор института групповой и семейной психологии, к.м.н.

    узнать больше

  • Марина Гусельцева
    Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии подростка Психологического института РАО, д.псх.н

    узнать больше

  • Мария Тендрякова
    с.н.с. института этнологии и антропологии РАН, доцент центра социальной антропологии РГГУ, к.и.н

    узнать больше

  • Мария Фаликман
    Руководитель департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, д.псх.н., профессор

    узнать больше

  • Павел Лукша
    профессор практики МШУ Сколково

    узнать больше

  • Павел Рабинович
    Директор центра проектного и цифрового развития образования ИПЭИ РАНХиГС, к.т.н., доцент

    узнать больше

  • Петр Щедровицкий
    Председатель наблюдательного совета «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого»,, к.ф.н

    узнать больше

  • Сергей Ениколопов
    руководитель отдела медицинской психологии центра психического здоровья РАМН, к.псх.н.

    узнать больше

  • Сергей Казарновский
    директор школы «Класс-Центр», заслуженный учитель России

    узнать больше

  • Татьяна Марцинковская
    директор Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, д.псх.н, проф.

    узнать больше

  • Тимофей Нестик
    Зав. лабораторией социальной и экономической психологии ИП РАН, д.псх.н., проф.

    узнать больше

  • Юрий Троицкий
    Профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания РГГУ, к.и.н.

    узнать больше