• Присоединяйтесь к нам!
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 8(495)937-95-27
  • Москва, пр.Вернадского, 82, корп.2
  • Главная
  • Новости
  • Сотрудники ИОН РАНХиГС приняли участие в конференции "Смерть и умирание в XXI веке: между традицией и новым воображением"

Сотрудники ИОН РАНХиГС приняли участие в конференции "Смерть и умирание в XXI веке: между традицией и новым воображением"

Снимок экрана 2019-12-13 в 10.03.50.pngСотрудники Института общественных наук РАНХиГС Сергей Белянин, Анна Кирзюк и Ирина Козлова (Лаборатория теоретической фольклористики ШАГИ), Елена Югай (Факультет «Liberal Arts») приняли участие в конференции «Смерть и умирание в XXI веке: между традицией и новым воображением», организованная журналом «Археология русской смерти» и Лабораторией социальных исследований смерти и умирания ЦНСИ (г. Санкт-Петербург) при поддержке Лаборатории SSL и фонда «Хамовники». 

На конференции обсуждались темы «смерть и психология», табуирование смерти в современной России, философские и социальные аспекты смерти, коммуникация с умершими в мегаполисах и деревнях, психологические и культурные основная коммеморации домашних животных, смерть в искусстве и многое другое. В докладе Сергея Белянина, Ирины Козловой и Анна Кирзюк. «Закопайте мне в могилку сапоги, куртку и 50 рублей: зачем деревне нужна коммуникация с мертвыми» были представлены результаты летних экспедиций в Вологодскую область. Рассказы о снах, в которых покойник коммуницирует с родственниками, рассматривались как часть отношений в деревне и способ поддержания социальной структуры, когда приснившийся покойник выступает как внешний авторитет, повышающий статус того, кому он (по рассказам) снится.

Елена Югай в докладе «Как умирают причитания» поставила три вопроса: Что такое причитания? Что сохранилось сейчас?  Почему традиция уходит? Что этот уход может сказать о самих причитаниях? Исследовательница пришла к выводам, что причитание – это в равной степени текст, исполнение и действие. В XXI в. сохранились люди, которые помнят тексты, а также свидетели последних исполнений, от которых можно записать рассказы об удачных и неудачных попытках последних причитальщиц «разревить» родственников. Но для осуществления причитания необходимо включение всех участников похорон. Когда меняется траурный этикет, исполнение причитаний не находит поддержки у родственников (им, пытающимся сдерживаться и сохранять достоинство, это не нужно и даже мешает. Причитания имеют двойного адресата: покойника (смерть) и родственников. Будучи коллективным ритуальным действием, состоящим из «голоса» и «тела», причёты уходят вместе с аудиторией. 

На конференции звучал также доклад постоянного автора журнала «Фольклор и антропология города» (выпускаемом ШАГИ РАНХиГС) Светланы Королевой (Пермь) «Могилы и их имитации в публичном пространстве праздника».

Следующая новость Предыдущая новость