• Присоединяйтесь к нам!
  •  
  •  
  •  
  •  
  • +7 977 488 63 73
  • Москва, пр.Вернадского, 82, корп.2
  • Главная
  • Новости
  • Сотрудники ИОН РАНХиГС приняли участие в конференции "Что имеетзначение? Объяснение культуры в пост-фактологическом мире"

Сотрудники ИОН РАНХиГС приняли участие в конференции "Что имеетзначение? Объяснение культуры в пост-фактологическом мире"

IMG_20180618_122417.jpg12-16 июня в Уппсале, в старейшем университете Швеции, прошла 34-яМеждународная конференция этнологии и фольклора Северных стран. Тема2018 года «Что имеет значение - объяснение культуры впост-фактологическом мире». На конференции обсуждались вопросысоотношения метода и материала в современных исследованиях этнологии ифольклора. «Когда студенты начинают исследование, они знают, что имнужен исследовательский вопрос, методы, проблема, но забывают о том,что ещё есть материал исследования и он тоже важен», - отметилапрофессор уппсальского университета Элла Йоханссон. И в то же время вмире «альтернативных фактов» и «фейковых новостей» рефлексия над тем,как мы изучаем тот или иной материал, приобретает особеннуюзначимость.

Доцент Либерал Артс колледж, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Елена Югай выступила с докладом осевернорусских причитаниях и городской коммеморативной поэзии в рамках секции «Тёмные материи». Причитания – деревенские поминальные тексты,для славянской традиции они упоминаются с ХI века, в некоторыхрегионах традиция сохранилась до наших дней. Траурная поэзия –относительно новое явление, это наивная поэзия о катастрофах, гибелиизвестных людей и других поводах для общественного траура. Такиетексты активно распространяются в сети и на спонтанных мемориалах(последний пример – траур после пожара в Кемерово, 2018).Проанализировав абсолютно разные по происхождению и бытования тексты, Елена Югай пришла к выводу, что регистр сообщений зависит откоммуникативной ситуации и коммуникативного намерения, которые похожив причитаниях, и в наивной поэзии о катастрофах. Это коммеморативныесообщения с двойным адресатом. С одной стороны, они адресованыумершему (формально часто тексты строятся на обращениях), а с другой –призваны консолидировать сообщество «горюющих». На причитаниядеревенское сообщество реагирует слезами, на наивную поэзию посетителиспонтанных мемориалов и участники онлайн-групп отвечают собственнымитекстами и знаками солидаризации (фотографии горящей свечи, репосты).При этом содержание текстов включает в себя описание умершего как члена сообщества, базируется на общем знании (в деревне) и сообщенияхв СМИ (в городе). В обоих случаях речь идёт о декларации коллективнойскорби по поводу утраты одного из членов сообщества, а не обиндивидуальной эмоции.

Сотрудники Лаборатории теоретической фольклористики РАНХиГС Александра Архипова, Дарья Радченко (группа «Мониторинг актуального фольклора»)организовали секцию, посвящённую новым методам в изучении публичныхполитических акций. Открыли секцию сами ведущие. Доклад, подготовленный коллективом МАФ, представлял анализ особенностей работы и взаимодействия с разными информантами при изучении современной уличной активности в разных городах.
Доклад Ирины Козловой (Карамзинские стипендиат2018) был посвящен коммуникации и топографии митингов. Основной вопросисследования в том, почему люди вообще выходят на уличные акции ипочему они выходят на определенные улицы Москвы и Санкт-Петербурга икак выбор мест связан с выбором адресата. Важно учитывать, что выбормест зависит не только от активистов, но и от власти (городскойадминистрации), у них противоположные желания: у активистов – выйтитуда где их видно и слышно, а у власти не пустить их туда где их виднои слышно. Чтобы достичь желаемой цели активисты выбирают 1 из 3практик присвоения пространства: 1) согласится на то место гдесогласовали и провести там митинг, 2) сделать как было запланировано сриском задержаний, 3) сменить форму на не требующую согласования (напикеты). В связи с этим Ирина Козлова поделила акции на согласованные,несогласованные массовые и пикеты и показывала, как в каждом из трехслучаев работает присвоение пространства и кому организаторы иучастники в каждом случае адресуются.
В работе секции также приняли участие Анастасия Астапова (Университет Тарту, университет Уппсалы) сдокладом о Вейшнории и Александра Орлова с докладом о перфомансах в Москве и Санкт-Петербурге.

Следующая новость Предыдущая новость