• Присоединяйтесь к нам!
  •  
  •  
  •  
  •  
  • .
  • +7(495)433-25-62, +7(495) 937 95 26 (LA)
  • Главная
  • Новости
  • Виртуальное путешествие в мадридский Музей королевы Софии от лектория «Самое важное»

Виртуальное путешествие в мадридский Музей королевы Софии от лектория «Самое важное»

OvkfQH1JoxY.jpgВ рамках курса «Институты» лектория «Самое важное» ИОН РАНХиГС в медиалофте Президентской академии выступила с открытой лекцией филолог-испанист, руководитель отдела культуры Института Сервантеса Татьяна Пигарева.

Она рассказала о том, как зависела судьба главного испанского музея современного искусства от событий в стране, как здание и его содержание впитывало в себя дух времени и перемен, как влиял город на пространство музея и сам музей на город, как менялось отношение к знаменитым картинам, а также о том, какой опыт следует извлечь из этого другим городам и странам.

Татьяна Пигарева привела свежие опросы местных жителей. Для них, как и для горожан во многих европейских странах, музей современного искусства стал важной частью городского пространства, куда приходят не только посмотреть на художественные инновации, но и погулять с детьми, встретиться в кафе, купить новые книги в музейном магазине. Чтобы так плотно войти в городскую жизнь, Музею королевы Софии пришлось проделать нелегкий путь: от внешних перестроек до смены внутренних традиций.

Лектор подробно рассказала, как Испания получала опыт в создании музеев современного искусства – в Бильбао, Барселоне и других городах. Музей королевы Софии множество раз серьезно менял экспозицию и внешний облик. Вначале к мрачному зданию бывшего госпиталя были пристроены прозрачные лифты, которые должны были выполнять важную урбанистическую функцию: с одной стороны, показать искусство, которым столица живет сейчас, а с другой – показать из музея сам город. Французский архитектор Жан Нувель сделал необычную пристройку, с ярко-красной крышей и внутренней площадью, которая завершила современный эпатажный образ музея и сделала его одним из самых фотогеничных зданий мира. Там же появляется огромная смотровая площадка, откуда виден весь Мадрид. Площадка-пристройка выполняет важную функцию соединения пространства города и музея.

Отдельный разговор был посвящен знаменитой «Гернике» Пикассо, одной из самых известных картин в музее. Художник написал ее в 1937 г. по заказу правительства Испанской Республики для павильона на Всемирной выставке в Париже. Изображение германского авианалета на испанский город стало не только одной из сильнейших работ Пикассо, но и обрело одну из самых уникальных судеб. Художник получил за нее 1500 франков, как скромно говорила республика, «на краски». На самом деле это была пятнадцатая часть стоимости всего павильона, и такого количества денег Пикассо не получал ни за одну свою работу. Однако договор с Пикассо при Франко так и не был подписан, поэтому до сих пор полотно формально принадлежит Испании, но на самом деле это собственность семьи Пикассо.

Помимо Герники отсылкой к испанскому павильону 1937 г. стала копия скульптуры Альберто Санчеса «Путь испанского народа, ведущий к звезде», которая расположилась перед зданием музея.

Татьяна Пигарева закончила свою лекцию замечанием, что именно музей современного искусства – отражение того, что город стремится вперед. Ведь музей искусства не только представляет искусство, но и становится живой, объединяющей территорией. Лектор пожелала Москве скорее развиваться в этом направлении. А всем пришедшим она посоветовала посмотреть еще одно из знаковых произведений, имеющих отношение к Музею королевы Софии, – короткометражку «Андалузский пес», авторами которой являются Луис Бунюэль и Сальвадор Дали.

Следующая встреча лектория состоится 26 апреля в медиалофте, где музыкальный критик и ведущий радиостанции «Серебряный дождь» Лев Ганкин прочитает лекцию «Пластинка как текст. Концептуальные альбомы от Beatles до Beyonce».

Билеты и информация о других лекциях

Следующая новость Предыдущая новость